2019 год Организации Объединенных Наций был провозглашен Международным годом языков коренных народов. ЮНЕСКО посчитало исчезающие языки в России. 136 языков в находятся в опасности, это 90% всех языков.  Из них 20 уже признаны мертвыми. Растущая популярность средств массовой информации, спутниковая связь, средства массовой коммуникации упрощают языковое общение, а такие языки, как английский, приобретают доминирующее значение.

Мы живем в уникальном своей самобытностью и традициями краю, своим коренным народом - ханты и ненцы. Их языки тоже относятся к числу умирающих языков, но пока на них будут говорить, пока пока старшее поколение будут передавать молодому поколению все, что ии досталось от своих предков, эти языки не умрут.

С 14 по 22 октября в нашей школе проходила декады, посвященная Международному году языков коренных народов. Каждый день буквально расписан по часам. Множество интересных познавательных мероприятий подготовили педагоги совместно с обучающимися: тематичекие классные часы, литературно-музыкальные композиции «В кругу друзей» и «Язык – живая душа народа», спортивные игры народов Севера, мастер-класс «Бусы из позвоночника рыбы», квест-игра «Земля загадок и чудес», фольклорная композиция «Твой малый народ, Родина!».

Самым насыщенным выдался день 18 октября. Интегрированный урок хантыйского и английского языков провели в 4 классе педагоги Л.А. Сметанина и Г.З. Ильиных. Воспитатели детского сада совместно с воспитанниками и родителями провели День открытых дверей, в рамках которого работали и этнографические площадки, также отражающие проблему сохранения языков коренных народов.

22102019 01

22102019 02

22102019 03

22102019 04

Согласно Плану работы МОУ, Школа с. Катравож, с целью усиления взаимодействия и сотрудничества детского сада с семьёй по вопросам воспитания и обучения дошкольников 18 октября 2019 г. был проведен День открытых дверей. Встреча родителей и детей проходила в виде Квест-Игры «Краски осени». Воспитателями, специалистами, а также заместителем директора по ДО были подготовлены и открыты площадки.

Площадка «Осенние стихи». С помощью мнемотехники участники учились читать стихотворение К.Д.Бальмонта «Осень». Мнемотехника - это совокупность приемов, увеличивающих объем памяти и облегчающих запоминание информации. Все с интересом включились в работу, старались прочитать строчки стихотворения. После прочтения, делали зарисовки по содержанию стихотворения «Осень». Все участники остались довольны, всем понравилось.

   Площадка «Осенний орнамент». Гости, родители и воспитанники совместно с преподавателем родного языка Л.П. Нева украшали национальными орнаментами северного оленя, изготовленного руками мастера. Для украшения применяли различный красочный материал: цветные ленточки и нитки, материал фетр. В итоге северный олень был празднично украшен.

Площадка «Декорации в стиле-этно». Воспитатель подготовительной группы «Академики» Т.В. Коновалова встречала родителей, детей и гостей игры на площадке. Всех познакомила с работой дополнительного образования художественно – эстетического развития дизайн деятельность в детском саду. Присутствующие узнали, что такое этно – стиль, и своими руками имели возможность изготовить элементы декора.

   Площадка «Осенняя релаксация». Все участники, которые посетили площадку, отгадывали загадки про осень, так же детям была предложена иная загадка про «Листопад», за тем все участники проходили по тропе здоровья, после чего им, было предложено немного расслабится. В течение 5 минут все отдыхали и вслушивались в звучание мелодий.

   Площадка «Хантыйская осень». Воспитатель Аршинова Ю.Г. с детьми и родителями выполняли элементы национального северного танца «Эвие» под музыку «Куренька».

   Площадка «Юный иллюстратор».Дети совместно с родителями учились создавать иллюстрации к детским мультфильмам. Придумывали разные сказки, про осень и создавали интересные сюжеты к сказкам с помощью картин, природного материала и различных игрушек. Ребята и их родители проявили творчество, находчивость и сообразительность.

   Площадка «Креативный художник». Дети вместе с родителями помогали осени раскрасить листья осенними красками. Листопад, листопад листья осенние летят…Результаты работы художников, смогли оценить посетители праздничного концерта, посвященного «Дню открытых дверей».

   Площадка «Ложкари». Под музыкальное сопровождение «Матрешка» и взрослые, и дети под руководством музыкального руководителя Санниковой А.Р. исполнили музыкальную композицию с ложками.

   Площадка «Риторика для детей».Чтобы иметь представления о значении красивой речи в жизни, чтобы красиво говорить и заставить себя слушать, надо овладеть определенными умениями, чем и занимались на площадке все гости и ребятишки с Г.Л. Коялхот, заместителем директора по ДО. Все вместе дружно выполняли упражнения речевой гимнастики, учились регулировать речевое дыхание, необходимое для правильной грамотной речи.

   Площадка «Первый шаг к ГТО». Под ритмичную веселую музыку руководитель физического воспитания Рисова Р.Г. встречала всех гостей на своей площадке. Дружно и весело выполняли физические упражнения с флажками, затем дети показали акробатические упражнения: «колесо», «лягушка», «мостик», «шпагат».

   Площадка «Умный язычок». Учитель-логопед А.П. Серасхова провела с гостями площадки интерактивную артикуляционную гимнастику с помощью программно-аппаратного комплекса «Колибри» - анимированные картинки с озвученными стихами и поясняющими текстами, используя программно-дидактический комплекс «Логомер 2» с учетом ФГОС.

   Площадка «Краски осени». И наконец, завершающая площадка «Краски осени», на которой были показаны результаты работы Квеста с родителями: национальный танец, физические движения и акробатические упражнения, сказка на родных языках, созданные руками взрослых и детей фото иллюстрации, осенние стихи в стиле мнемотехника, веселые ложкари. Так был завершен День открытых дверей, в котором приняло участие 35 взрослых (мамы, папы, братья и сестры) и 50 дошкольников.

11111

14102019 03