Муниципальное общеобразовательное учреждение

Школа - детский сад с. Катравож

 

 

Согласовано

Зам.директора по ВР

С.Н. Зимонина

 «___»____________2014 г.

 

Утверждаю

Директор МОУ Школа с .Катравож

И.А. Колистратова

«___»____________2014 г.


Рабочая программа

дополнительного образования

«Волейбол»

 

Тренер-преподаватель:  Кельчин Александр Александрович

Год  составления: 2014-2015 учебный год

Класс: 7-11

Общее количество часов по плану: 70

Рабочая программа составлена на основании комплексной программы физического воспитания 1 – 11 классы., авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2008 г.

 

     

«___»____________________2014 г.

_________________

 

(подпись учитель)

Рассмотрено на заседании ШМО учителей физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ

 

«___»____________________2014 г.                                                         Протокол №_________________

 

 Руководитель ШМО_______________________________                                            

_________________

                                        (фамилия, имя, отчество)

(подпись)

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 7 - 11 классах.

Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.

В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.

Цель конкретизирована следующими задачами:

  • пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
  • популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;
  • формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;
  • обучение технике и тактике игры в волейбол;
  • развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
  • воспитание моральных и волевых качеств.

 

Формы проведения занятия и виды деятельности

 

Однонаправленные занятия

Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической.

Комбинированные занятия

Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия

Построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.

Контрольные занятия

Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.

 

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

 

Тематический план по хоккею с шайбой

 

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Теоретическая подготовка.

2

2

Общая физическая подготовка.

8

3

Специальная физическая подготовка

6

4

Техника игры

20

5

Тактика игры и игровая подготовка

26

6

Инструкторская и судейская практика

4

7

Контрольные испытания

4

8

Общее количество часов

70

Содержание учебного материала

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

кол-во часов

дата

Основные вопросы, понятия

Планируемые результаты

Примечание

план

факт

1

Контрольные испытания (2 ч)

2

Выполнение и сдача контрольных упражнений

2

 

 

Формирование списка занимающихся, определение функционального состояния организма.

Прием учащихся и отбор в спортивно-оздоровительную группу.

 

3

Теоретическая подготовка (2 ч)

4

Основы игры в волейбол.

2

 

 

Правила игры, место занятий, оборудование, инвентарь. Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм.

Организация игры по упрощенным и полным правилам, с соблюдением техники безопасности.

 

5

Общая физическая подготовка (8 ч)

6

Бег на средние и длинные дистанции

2

 

 

Техника кроссового бега. ЧСС. Влияние бега на общую выносливость.

Повышение уровня общей выносливости.

 

7

Бег на короткие дистанции

2

 

 

Роль скорости перемещения в волейболе. Техника бега на 30, 60, 100 м. Челночный бег. Старт из различных положений.

Повышений скоростно-силовых способностей.

 

8

Развитие силы и гибкости

2

 

 

Роль силы и гибкости в волейболе.

Развитие мышц рук, ног и туловища. Развитие гибкости и подвижности суставов.

 

9

Координация и точность движений

2

 

 

Роль координационных способностей в волейболе. Реакция на звуковые и визуальные сигналы. Глазомер и точность метаний.

Повышение уровня координационных способностей.

 

10

Специальная физическая подготовка (6 ч)

11

Комплекс 1.

2

 

 

Подводящие упражнения, способствующие развитию координации и мышц участвующих в приеме и передаче мяча.

Подготовка к изучению техники игры.

 

12

Комплекс 2.

2

 

 

Подводящие упражнения, способствующие развитию координации и мышц участвующих подаче и нападающем ударе по мячу.

Подготовка к изучению техники игры.

 

13

Комплекс 3.

2

 

 

Подводящие упражнения, способствующие развитию координации и гибкости для овладением техники приема мяча в падении и блокирования атаки.

Подготовка к изучению техники игры.

 

14

Техника игры (20 ч)

15

Техника приема мяча снизу.

4

 

 

Стойка волейболиста. Назначение технического приема. Работа рук и ног на приеме. Перемещения на прием мяча. Прием в падении.

Овладение техникой приема мяча.

 

16

Техника подачи мяча.

4

 

 

Назначение технического приема. Техника выполнения подачи с места и с разбега. Работа рук и ног при выполнении подачи. Силовая подача.

Овладение техникой выполнения подачи избранным способом.

 

17

Техника передачи мяча.

4

 

 

Стойка. Назначение технического приема. Работа рук и ног при передаче мяча. Первая и вторая передача. Техника игры связующего игрока.

Овладение техникой выполнения первой и второй передачи.

 

18

Техника нападающего удара.

4

 

 

Назначение технического приема. Техника выполнения удара с места и с разбега. Фазы выполнения удара после разбега.

Овладение техникой нападающего удара.

 

19

Техника блокирования нападающего удара и скидки мяча.

4

 

 

Назначение технического приема. Техника работы рук и ног. Одиночное и групповое блокирование. Скидка мяча.

Овладение блокированием и скидкой мяча к сопернику.

 

20

Тактика игры и игровая подготовка (26 ч)

21

Зональное деление площадки и функции игроков.

3

 

 

Амплуа и деление функции по зонам площадки. Правила расстановки.

 

 

22

Организация атаки.

6

 

 

Функции игроков 1, 6 и 5 зон. Функция связующего и доигровщика игрока. Атака с 2 и 4 зон. Атака «углом вперед

 

 

23

Организация защиты и атаки вторым темпом.

6

 

 

Функции либеро и диагонального игрока. Атака вторым темпом. Центральный игрок и атака первым темпом. Блокирование и страховка блока.

 

 

24

Комбинации защиты и атаки.

6

 

 

Схемы игры с одним и двумя связующими игроками – 4-2, 6-2, 6-1.

 

 

25

Схемы атаки.

5

 

 

Схемы «волна», «эшелон», «крест».

 

 

26

Инструкторская и судейская практика (4 ч)

27

Полномочия, жесты первого, второго, линейных и секретарей.

1

 

 

Нарушения в нападении и защите. Не спортивное поведение. Штрафные санкции.

Освоение основных жестов и функций хоккейного судьи.

 

28

Правила организации товарищеских встреч.

3

 

 

Порядок официальных мероприятий. Организация судейского сопровождения матча.

Усвоение знаний и умений в организации двусторонних игр.

 

29

Контрольные испытания (2 ч)

30

Выполнение и сдача контрольных упражнений

1

 

 

Тестирование физических качеств. Тестирование технической подготовки.

Выявление динамики и подведение итогов курса обучения.

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших курс подготовки.

 

В результате освоения программного материала должны:

иметь представление:                                            

- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением и повышением физической подготовленности;

- о физических качествах и способах их тестирования;

- о правилах игры в волейбол;

- о тактических взаимодействиях.

 

уметь:

- выполнять комплексы упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата;

- выполнять различные виды ходьбы, бега, прыжков;

- выполнять технические элементы игры в волейбол;

- организовать двустороннюю игру с судейством.

 

 

 

Учебно-методический комплекс

 

Инвентарь для спортивных игр:

- защитная амуниция;

- волейбольные мячи;

- набивные мячи;

- мячи для метания;

- мишени;

- тренажеры для имитации выполнения технических элементов игры;

- волейбольная площадка и сетка для игры.

 Снаряды:

- гимнастические стенки;

- турники навесные;

- перекладина;

- гимнастические скамейки;

- гимнастические маты.

Прочее оборудование – конусы, измерительная лента, тренажеры, секундомер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы., В.И. Лях, А.А. Зданевич, «Просвещение», - М., 2008.;
  2. Интернет ресурсы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Школа - детский сад с. Катравож

 

 

Согласовано

Зам.директора по ВР

С.Н. Зимонина

 «___»____________2014 г.

 

Утверждаю

Директор МОУ Школа с .Катравож

И.А. Колистратова

«___»____________2014 г.


Рабочая программа

дополнительного образования

«Хоккей»

 

Тренер-преподаватель:  Кельчин Александр Александрович

Год  составления: 2014-2015 учебный год

Класс: 8-11

Общее количество часов по плану: 70

Рабочая программа составлена на основании комплексной программы физического воспитания 1 – 11 классы., авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2008 г.

 

     

«___»____________________2014 г.

_________________

 

(подпись учитель)

Рассмотрено на заседании ШМО учителей физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ

 

«___»____________________2014 г.                                                         Протокол №_________________

 

 Руководитель ШМО_______________________________                                            

_________________

                                        (фамилия, имя, отчество)

(подпись)

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа составлена на основании примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и комплексной программы по физическому воспитанию, адаптирована для занятий в общеобразовательной школе.

Программа служит основным документом для построения многолетней подготовки хоккеистов и содействия успешному решению задач физического воспитания школьного возраста.

Цель программы: создание условий для проведения регулярных занятий, при­витию занимающимся любви к избранному виду спорта, интереса к регулярным занятиям и рос­ту их спортивного мастерства;

  1. обеспечение всесторонней физической подготовки членов секции;
  2. максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимо­связи и единстве;
  3. на основе высокой общей и целенаправленной специальной физической подготовки за­нимающихся постоянно совершенствовать их техническую подготовку и уровень трени­рованности;
  4. организация систематической воспитательной работы; профилактика асоциального поведения;
  5. развитие личности ребенка;
  6. привитие спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, преданно­сти своему коллективу;
  7. укрепление здоровья занимающихся, соблюдение ими требований личной и обществен­ной гигиены;
  8. систематическое проведение спортивных соревнований и активное участие в них членов секций.

В соответствии с целями формируются задачи предмета:

  • овладеть техническими приемами игры, повышение тактического мастерства занимающихся;
  • уметь применять на практике тактические и технические приемы; обеспечить полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность хоккеистов.
  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использования их в качестве средств укрепления здоровья и форми­рования основ индивидуального образа жизни;
  • совершенствование функциональных возможностей организма посредством направлен­ной спортивно - рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
  • воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллектив­ном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности.

Преимущество данной программы заключается в том, что она может применяться для подготов­ки хоккеистов в системе дополнительного образования. Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 70 учебно-тренировочных занятий.

В процессе обучения используются следующие методы: общепедагогические (словесные и на­глядные), специфические (методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревно­вательный).

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой, круго­вой и поточной форм учебной работы занимающихся.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  • Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
  • Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

 

 

Тематический план по хоккею с шайбой

 

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Теоретическая подготовка.

2

2

Общая физическая подготовка.

10

3

Специальная физическая подготовка

5

4

Техника игры

20

5

Тактика игры и игровая подготовка

26

6

Инструкторская и судейская практика

4

7

Контрольные испытания

3

8

Общее количество часов

70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

кол-во часов

дата

Основные вопросы, понятия

Планируемые результаты

Примечание

план

факт

 

Контрольные испытания (2 ч)

 

Выполнение и сдача контрольных упражнений

2

 

 

Формирование списка занимающихся, определение функционального состояния организма.

Прием учащихся и отбор в спортивно-оздоровительную группу.

 

 

Теоретическая подготовка (2 ч)

 

Основы игры в хоккей.

2

 

 

Правила игры, место занятий, оборудование, инвентарь. Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм.

Организация игры по упрощенным и полным правилам, с соблюдением техники безопасности.

 

 

Общая физическая подготовка (10 ч)

 

Футбол-ведение мяча

1

 

 

Общеразвивающие упражнения. Совершенствование элементов техники игры.

Повышение функционального уровня физических качеств – быстроты, силы, гибкости, выносливости и координации движений.

 

 

Футбол – передача мяча в парах

1

 

 

Общеразвивающие упражнения. Совершенствование элементов техники игры.

Повышение функционального уровня физических качеств – быстроты, силы, гибкости, выносливости и координации движений.

 

 

Футбол – удары по мячу

1

 

 

Общеразвивающие упражнения. Совершенствование элементов техники игры.

Повышение функционального уровня физических качеств – быстроты, силы, гибкости, выносливости и координации движений.

 

 

Футбол – удары по воротам.

1

 

 

Общеразвивающие упражнения. Совершенствование элементов техники игры.

Повышение функционального уровня физических качеств – быстроты, силы, гибкости, выносливости и координации движений.

 

 

Футбол – учебная игра 5\5

1

 

 

Общеразвивающие упражнения. Совершенствование элементов техники игры.

Повышение функционального уровня физических качеств – быстроты, силы, гибкости, выносливости и координации движений.

 

 

Баскетбол – ведение мяча.

1

 

 

Общеразвивающие упражнения. Совершенствование элементов техники игры.

Повышение функционального уровня физических качеств – быстроты, силы, гибкости, выносливости и координации движений.

 

 

Баскетбол – броски в кольцо.

1

 

 

Общеразвивающие упражнения. Совершенствование элементов техники игры.

Повышение функционального уровня физических качеств – быстроты, силы, гибкости, выносливости и координации движений.

 

 

Баскетбол – игра в обороне.

1

 

 

Общеразвивающие упражнения. Совершенствование элементов техники игры.

Повышение функционального уровня физических качеств – быстроты, силы, гибкости, выносливости и координации движений.

 

 

Баскетбол – игра в нападении

1

 

 

Общеразвивающие упражнения. Совершенствование элементов техники игры.

Повышение функционального уровня физических качеств – быстроты, силы, гибкости, выносливости и координации движений.

 

 

Баскетбол – учебная игра 5х5

1

 

 

Общеразвивающие упражнения. Совершенствование элементов техники игры.

Повышение функционального уровня физических качеств – быстроты, силы, гибкости, выносливости и координации движений.

 

 

Специальная физическая подготовка (5 ч)

 

Акробатические упражнения.

2

 

 

Акробатические стойки и кувырки. Акробатические соединения. Упражнения на перекладине.

Развитие гибкости, координации и силовых способностей.

 

 

Техника бега на различные дистанции.

1

 

 

Челночный бег 3х10, 10х10. Бег на короткие дистанции, старт из различных положений туловища. Бег на средние и длинные дистанции.

Развитие скоростной выносливости, скоростно-силовых способностей и выносливости.

 

 

Упражнения с отягощениями.

2

 

 

Комплексы упражнений со штангой и гантелями. Упражнения на тренажерах. Беговые и прыжковые упражнения с отягощениями.

Повышение уровня силовых способностей.

 

 

Техника игры (20 ч)

 

Техника передвижения на коньках.

2

 

 

Техника конькового  бега. Скольжение и торможение упором. Повороты переступанием. Бег спиной вперед.

Овладение всеми способами перемещений на коньках.

 

 

Техника владения клюшкой.

4

 

 

Остановки и передачи шайбы. Ведение шайбы клюшкой по прямой и с изменением направления.. Передачи «с удобной» и «с неудобной руки»

Овладение способами обращения с клюшкой и шайбой.

 

 

Передача шайбы в движении. Техника игры вратаря.

4

 

 

Передачи в парах на месте и в движении. Передачи в тройках. Передачи с изменением позиции. Стойка вратаря. Игра клюшкой и ловушкой. Блокирование ударов защитой и щитками.

Овладение способами передач. Овладение ловлей и отбиванием шайбы вратарем.

 

 

Броски по воротам. Защита ворот вратарем.

2

 

 

Кистевой бросок и удар «щелчком». Бросок верхом. Техника игры вратаря.

Овладение различными способами ударов.

 

 

Действия игроков перед воротами, работа с вратарем

2

 

 

Блокирование добивающих, страховка ворот. Добивание шайбы в ворота. Техника игры вратаря.

Овладение техническими приемами в нападении и защите.

 

 

Действия игроков за воротами

2

 

 

Броски и передачи из-за ворот.

Овладение техническими приемами в нападении и защите.

 

 

Действия игроков у борта

2

 

 

Передачи и броски с использованием отскока от борта.

Овладение техническими приемами в нападении и защите.

 

 

Силовые броски, работа с вратарем.

2

 

 

Совершенствование техники броска «щелчком». Техника игры вратаря.

Овладение техническими приемами в нападении и защите.

 

 

Тактика игры и игровая подготовка (26 ч)

 

Обманные движения (финты), игра в обороне 5х5

2

 

 

Ложные движения в атаке и защите. Индивидуальная техника обыгрывания.

Овладение техникой обманных движений.

 

 

Отбор шайбы, силовые единоборства, игра 5х3, 5х4

2

 

 

Правила применения силовых приемов.

Уметь применять силовые приемы без нарушения правил игры.

 

 

Обводка игроков, игра 5х5

2

 

 

Техника дриблинга без сопротивления и с сопротивлением соперника.

Овладение техникой дриблинга.

 

 

Тактика игры в защите. Игра 3х2

2

 

 

Функции защитников. Опека соперника. Зонная защита.

Овладение техникой игры в защите.

 

 

Тактика игры в нападении, вход в зону противника

2

 

 

Функции нападающего. Позиционное нападение и быстрый прорыв.

Овладение техникой игры в нападении.

 

 

Тактика быстрого прорыва.

1

 

 

Перехват передач и выход 1 на 1 с вратарем.

Овладение нападением один на один.

 

 

Функции нападающих в обороне и нападении

2

 

 

Функции нападающих в обороне и нападении

Овладение нападением один на один.

 

 

Буллиты и броски по воротам

2

 

 

Условия назначения буллитов. Броски с средней и дальней дистанции.

Овладение техникой выполнения буллитов и бросков на точность попадания.

 

 

Броски на технику и точность

2

 

 

Броски с средней и дальней дистанции. Удар по неподвижной и скользящей шайбе.

Попадать бросками в 6 и 9 зоны ворот.

 

 

Тактика игры в обороне

2

 

 

Игра в три 5х4, 5х3.

Овладение техникой игры в обороне в численном меньшинстве.

 

 

Тактика игры в атаке

2

 

 

Тактика позиционного нападения. Реализация большинства.

Овладение зонального контроля шайбы.

 

 

Индивидуальные действия в атаке

2

 

 

Дриблинг и финты в атаке. Применение силовых приемов в атаке.

Уметь выполнять ведение и обыгрывание в нападении.

 

 

Разбор игровых эпизодов, игра 5х5, 5х4, 3х3

2

 

 

Применение схем и медиа ресурсов для выявления и исправления технических и тактических ошибок в игре.

Совершенствование навыков командной игры.

 

 

Инструкторская и судейская практика (4 ч)

 

Полномочия, жесты полевого судьи.

1

 

 

Нарушения в нападении и защите. Не спортивное поведение. Штрафные санкции.

Освоение основных жестов и функций хоккейного судьи.

 

 

Правила организации товарищеских встреч.

3

 

 

Порядок официальных мероприятий. Организация судейского сопровождения матча.

Усвоение знаний и умений в организации двусторонних игр.

 

 

Контрольные испытания (1 ч)

 

Выполнение и сдача контрольных упражнений

1

 

 

Тестирование физических качеств. Тестирование технической подготовки.

Выявление динамики и подведение итогов курса обучения.

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших курс подготовки.

 

В результате освоения программного материала должны:

иметь представление:                                            

- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением и повышением физической подготовленности;

- о физических качествах и способах их тестирования;

- о правилах игры в хоккей с шайбой;

- о тактических взаимодействиях.

 

уметь:

- выполнять комплексы упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата;

- выполнять различные виды ходьбы, бега, прыжков;

- выполнять технические элементы игры в хоккей;

- организовать двустороннюю игру в хоккей с судейством.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс

 

Инвентарь для спортивных игр:

- клюшки;

- шайбы;

- ворота;

- защитная амуниция;

- мячи футбольные;

- волейбольные;

- баскетбольные;

- хоккейное, футбольное, баскетбольное поля.

Снаряды:

- гимнастические стенки;

- турники навесные;

- перекладина;

- гимнастические скамейки.

Прочее оборудование – конусы, измерительная лента, тренажеры, секундомер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы., В.И. Лях, А.А. Зданевич, «Просвещение», - М., 2008.;
  2. Интернет ресурсы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Школа-детский сад с.Катравож

 

 

 

Согласовано

 

Утверждаю

Зам. директора по ВР  

__________________

 

Директор МОУ Школа с.Катравож Колистратова И.А.

__________________

 

______________________

«______» ____________2014 г.

 

«______» ____________2014 г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

дополнительного образования

 

По   «Мир информатики» (факультатив)

Учитель     Климова Елизавета Юрьевна

Год составления 2014-2015 учебный год

Класс  6 – 9 (СКК 8 вида)

Общее количество часов по плану   70

Количество часов в неделю  2

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Информатика 2 – 11 кл. / Сост.  Ю.И. Дик, В.А. Коровин, М.: Дрофа, 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 «___ » ______________ 2014 г.  

 

 

 

 

 

 

 

________________

                                                                  подпись учителя

 

Рассмотрено на заседании ШМО  естественно-математического цикла

 

 

«____ »  ______________  2014 г.

 

Руководитель ШМО Сязи Вера Геннадьевна

Протокол №_____________________

 

________________________________

       подпись

 

 

Пояснительная записка

 

В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение нашей школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества. Факультативный курс «Мир информатики» предназначен для учащихся 6 – 9 специальных коррекционных классов 8 вида.

Цель данного курса – формирование начального навыка работы  на компьютере с текстом и графикой.

Задачи:

  1. Знакомство с возможностями компьютера.
  2. Воспитание познавательной активности, уверенности в своих возможностях, расширение представлений об окружающем мире.
  3. Коррекция познавательных процессов, тонкой моторики, ориентировки в пространстве, понимания связной речи.

            Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, 2 часа в неделю. Данный учебный курс рассчитан на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих навыков обращения с компьютером (первый год обучения), и в дальнейшем с углублением знаний, умений и навыков в практической деятельности.  

            Рабочая программа факультатива «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 5 – 9  классов Л. Л. Босовой. Изменения в программе Л.Л.Босовой связаны с особенностью контингента (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья) и с организацией занятий (факультатив проводится 2 раза в неделю, после уроков). Все изменения направлены на приобретение и автоматизацию практических навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные требования к уровню подготовки учащихся в результате изучения факультативного курса «Мир информатики»:

 

     Учащиеся должны знать:

 

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

 

     Учащиеся должны уметь:

 

  • включать и выключать компьютер ;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

Наименование темы

Всего часов

6 класс

1

Вводный раздел. Повторение

6

2

Информация

8

3

Стандартные программы Windows. Обработка текстовой информации

35

4

Алгоритмы и исполнители

16

5

Повторение

5

Итого

70

7 класс

1

Вводный раздел. Повторение

9

2

Стандартные программы Windows. Технология обработки текстовой информации

24

3

Технология обработки числовой информации

24

4

Компьютерные сети

5

5

Повторение

8

Итого

70

9 класс

1

Вводный раздел. Повторение

9

2

Стандартные программы Windows. Технология обработки текстовой информации

14

3

Технология обработки числовой информации

14

4

Создание презентаций в среде РowerPoint

25

5

Повторение

8

                                                       Итого:

70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса

 

6 класс

Вводный раздел. Повторение.

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Компьютер – помощник человека. Состав компьютера. Мышь и клавиатура. Операционные системы семейства Windows. Основные элементы рабочего стола. Работа с папками

 

Информация.

Что такое информация ? Виды информации.  Способы передачи и получения информации . Свойства информации. Передача информации. Хранение и обработка информации. Кодирование и декодирование информации

 

Стандартные программы Windows. Обработка текстовой информации.

Характеристики текстовых редакторов. Текстовый редактор Блокнот. Работа с программой. Строка Меню. Действия с фрагментами текста. Текстовый редактор  WordPad. Работа с программой. Изменение размера и начертание шрифта. Метод выравнивания. Панель форматирования. Нумерованные и маркированные списки. Знакомимся с текстовым процессором Microsoft Word. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы. Печать документа. Вставка в текст рисунка.

 

Алгоритмы и исполнители.

Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Разнообразие языков программирования. Их значение. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде

 

7 класс

Вводный раздел. Повторение

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Компьютер – помощник человека. Информация, свойства, виды. Кодирование и декодирование. Операционные системы семейства Windows. Основные элементы рабочего стола. Работа с папками. Понятие алгоритма. Языки программирования. Работа в алгоритмической среде.

 

Стандартные программы Windows. Технология обработки текстовой информации

Текстовые редакторы Блокнот, WordPad. Назначение и основные возможности. Редактирование и форматирование текстов в MS Word. Оформление открыток, поздравлений. Оформление визиток. Создание газетных листовок

 

Технология обработки числовой информации

Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор. Электронная таблица MS Excel. Назначение и основные возможности. Создание и оформление электронных таблиц. Построение диаграмм.

   

Компьютерные сети

Телекоммуникационные системы. Поиск информации. Электронная почта

 

9 класс

Вводный раздел. Повторение

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Компьютер, информация, человек. ОС Windows. Рабочий стол. Работа с папками. Языки программирования. Понятие алгоритма. Работа в алгоритмической среде. Компьютерные сети. Электронная почта.

 

Стандартные программы Windows. Технология обработки текстовой информации

Назначение и основные возможности текстового процессора MS Word. Работа в среде текстового процессора MS Word (открытки, поздравления, визитки, статьи).

 

Технология обработки числовой информации

Электронная таблица Exel. Назначение и основные возможности. Построение таблиц и диаграмм.

 

Создание презентаций в среде РowerPoint

Возможности и область использования приложения РowerPoint. Запуск и настройка приложения РowerPoint. Панель инструментов. Этапы создания презентаций. Создание  фона, текста, вставка рисунка. Создание анимации текста, рисунка, запуск и отладка презентации. Выделение объектов. Создание нескольких слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л.Босова.-3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-191 с.: ил.
  2. Босова Л.Л., Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие /Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.-3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-320 с.: ил.
  3. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.
  4. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф., Симонова И.В., Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд.,переработанное/Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер. 2003.-160с.: ил.
  5. Макарова Н.В., Программа по информатике (системно-информационная концепция).- СПб.: Питер. 2004.-64с.: ил.
  6. Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие./Разработано: В.П. Жуланова, Е.О. Казадаева, О.Л. Колпаков, В.Н. Борздун, М.А. Анисова , О.Н. Тырина, Н.Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО.- 2003.
  7. Сидорова С.В., Информатика. 5-7 классы: материалы к урокам/авт.-сост. С.В. Сидорова.- Волгоград: Учитель, 2008.-128 с.
  8. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Общая информатика: Учебное пособие для средней школы.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,2002.-592 с.
  9. Симонович С.В., Компьютер в вашей школе.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,336с.
  10. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2007.
  11. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т. Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень.   Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2007.
  12. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
  13. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,     2007. – 159 с.
  14. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.
  15. Паутова А. Информатика. Часть 1. Рабочая тетрадь 2 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1997г.
  16. Валединский В. Информатика. Разберёмся с компьютером. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
  17. Камбурова Л. Информатика. Часть 2. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
  18. Валединский В. Информатика. Основные понятия. Рабочая тетрадь для 5-6 классов. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
  19. Валединский В. Информатика. Алгоритмы. Рабочая тетрадь для 5-6 классов. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Школа – детский сад с. Катравож

 

 

Согласовано    

Зам.директора по ВР      

 _________Зимонина С.Н.

«____»  сентябрь  2014 г.

           Утверждаю

Директор МОУ

         Школа с. Катравож               

_________  И.А. Колистратова

«____»  сентябрь  2014 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования  «Юный умелец»   

                                                                                                                                                                                                                                                           

По художественно-эстетическому направлению

Руководитель кружка   Лампика Роман Григорьевич (I  категория)

Год составления 2014 -2015  учебный год                                                                                                                                                                                                                        Классы         5-8_______________                                                                                                                                                                    Общее количество часов по плану            _____70___________

Количество часов в неделю                         __2_______________                                                                                                                                                                       Рабочая программа составлена Лампикой Романом Григорьевичем в соответствии с учебным планом и программой по внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения. Программой. Технология . Трудовое обучение 1 - 4, 5 – 11 классы.  Авторы: Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко, 6-е издание -  М., «Просвещение», 2007г.

 

«___»            август а     2014 г.                                                                                           ______________________  

                                                                                                                                                        (подпись учителя)

 

Рассмотрено на заседании ШМО учителей физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ

 

«___»____________________2014 г.                                                         Протокол №_________________

 

 

 

Руководитель ШМО_______________________________                                            

_________________

                                        (фамилия, имя, отчество)

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Катравож 2014г.

 

Пояснительная записка

 

            Важную роль в приобщении школьников к традиционному искусству художественных промыслов малочисленных народов Крайнего Севера играет дополнительное образование детей. В программе общеобразовательной школы отсутствует углубленное изучение видов декоративно – прикладного искусства. Именно в условиях дополнительного образования  возможно целенаправленно и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности  учащихся при выполнении разнообразных изделий традиционного декоративно-прикладного творчества, что в свою очередь является залогом формирования определенных склонностей и способностей. На эту особенность кружковой работы указывал В.А. Сухомлинский. «Ценность кружковой работы, - писал он, - состоит в том, что каждый может в течение длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать в конкретном деле свои склонности, находить любимую работу». 

 Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют эстетический вкус воспитанников, позволяют вооружать техническими знаниями, развивать трудовые умения, знания, вести психологическую и практическую подготовку к выбору профессии.

            В кружковой работе должны находить место такие виды декоративно- прикладного творчества, в процессе освоения которых устанавливались бы прочные межпредметные                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                связи и получили бы практическое применение и дальнейшее развитие знания и умения, которыми овладевают школьники в процессе занятий.   Занятия декоративно-прикладным творчеством должны основываться на знаниях, приобретенных учащимися на уроках изобразительного искусства, черчения и трудового обучения, физики и химии (основная общеобразовательная школа). При работе над декоративными композициями учащиеся могут воспользоваться знаниями из области ботаники, биологии, истории, литературы и других общеобразовательных учебных дисциплин.

       Нередко случаи, когда детское увлечение становится профессией. Но даже если в дальнейшем дети не свяжут свою профессию с декоративно-прикладным творчеством, навыки, полученные ими на занятиях, повысит их культурный уровень, заполнят интересным творческим трудом в свободное от работы время.

       Виды декоративно- прикладного творчества, используемые при воспитательной работе должны быть доступны по своим художественным и техническим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако наряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности, чтобы каждое из выполняемых заданий велось по дидактическому принципу обучения на высоком уровне трудностей, позволяющему полнее раскрыть духовные и физические силы школьника.

     Программа рассчитана на возрастную категорию детей 5-9 классы.

Условия реализации программы

1. Материальное обеспечение, необходимое для успешного проведения занятий:

-   столярные столы;

-   стенд и шкафы  для размещения образцов и проведения выставок;

-   светильники и настольные лампы.

Помещение для занятий должно быть светлым и теплым и хорошо проветриваемым. Размещение  учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам  промышленной санитарии и безопасности работы школьников (СанПиН 2.4.4.1251-03  для учреждений дополнительного образования).

Организация  учебного процесса начинается с подготовки помещения, приобретения материалов и оборудования. От этого зависит успешная деятельность творческого коллектива. Материальное оснащение кружковых занятий постоянно должно быть в поле зрения педагога. Столы и верстаки должны быть прочными, устойчивыми, надежно закреплены. На каждом рабочем месте должны быть сидения. Так как эскизирование, рисование, вычерчивание, а также ряд технологических операций по обработке материалов выполняются сидя.

2. Инструменты и материалы:

 -  специальные ножи, электрический лобзик, нож-косяк, овальная и плоские стамески, шило, киянки, шлифовальная шкурка, специальные набор резцов и др. инструменты, рубанки, фуганки, вижигатели, краски, кисточки, напильники и другое.

-          бумага, карандаши, стирательные резинки, линейки,  фломастеры.

3. Программно – методическое обеспечение включает:

-     наглядные пособия (альбомы с образцами орнаментов);

-          образцы готовых изделий;

-          карточки со схемами и описанием изделий.

Учебные – наглядные пособия – плакаты, таблицы, иллюстративные и дидактические материалы  будут большей степени способствовать усвоению материала их трудовому и эстетическому воспитании.

Методы обучения

 Программа включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Работа  в  детском  объединении  проводится  в   основном в форме  занятий  в  столярной мастерской. Работа  проводится,  дифференцировано,  практическая  деятельность  предполагает  работу  разного  уровня  сложности  в  зависимости  от  возраста,  способностей  и  уровня  подготовки  каждого.

Однако хотя занятия должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретических занятий. Приоритетными методами в первый год обучения являются рассказ, объяснение, беседа. В начале каждого занятия  обязательно проводится инструктаж по технике безопасности. При проведении инструктажа (показ трудовых приемов) и беседы необходимо применять наглядные пособия и объекты труда.

Отличительной особенностью индивидуально – творческой деятельности в кружке является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов и здесь практикуется дифференцированный подход.

Приоритетными  формами  во второй год обучения являются практические работы и используется метод проектов:  воспитанники выполняют индивидуальные и групповые проекты, которые они представляют на выставке в конце каждого полугодия и представляют их на районные и окружные выставки.

Виды контроля

Вводный – с целью выявления способностей и возможностей детей для последующей  коррекции: копирование схемы – при этом учитывается соответствие выполненной схемы – образцу.

Текущий – с целью определения степени усвоения материала: осуществляется в ходе подведения промежуточных итогов по завершению изучения блока программы.

Итоговый – производится по завершении года обучения: итоговая отчётная выставка работ воспитанников.

Формы проведения итогов

Основной формой проведения итогов является  участие в различных школьных, районных конкурсах, представление   работ школьников   во время проведения   общешкольных родительских собраний.

Важным этапом в работе объединения является отчётная выставка работ детей и проведение итоговых занятий, на котором руководитель подводит итоги работы каждого воспитанника и всего объединения в целом, отмечая, какие знания приобрели и чему научились школьники, посещая творческое объединение.

Тематический план кружка «Резные мотивы».

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

1

Введение .

2

2

Проектная деятельность.

4

3

Культура дома.

16

4

Электротехника.

6

5

Резьба по дереву.

42

 

Всего:

70

 

 

 

Содержание программы кружка «Резные мотивы».

             Введение (2ч.).

Книги, журналы, буклеты для тех кто любит изобретать и мастерить.

              Проектная деятельность ( 4ч.)

 Занимательные задания по технологии. Викторина «Мир профессий».

             Культура дома ( 16ч.)

Ремонт мебели. Изготовление полки под цветы. Изготовление кухонного набора. Изготовление шкатулки. Изделие из подручных материалов.

            Электротехника ( 6ч.)

Выполнение ремонта электрических приборов. Пайка твердых металлов. Выжигание.

            Резьба по дереву ( 42ч.)

Изготовление рамки для фото. Изготовление гербов регионов ЯНАО. Выпиливание «Фруктовница». Художественное выпиливание комбинированных изделий. Составление рисунков для резьбы. Рельефная резьба. Инструменты. Материалы для рельефной резьбы. Орнаментальная композиция (работа по образцам). Контурная резьба по тонированному фону. Композиции анималистического характера. Выполнение простого предмета (строганного или точенного) с резной заставкой (вид резьбы по выбору учащего)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

кружка «Юный умелец»

на 2014-2015 учебный год.

 

№ п/п

 

Разделы и темы программы

Кол-во часов на тему

 

Дата

  1.  

Книги, журналы, буклеты для тех кто любит изобретать и мастерить.

2

 

  1.  

Занимательные задания по технологии.

2

 

  1.  

Ремонт мебели.

2

 

  1.  

Изготовление полки под цветы.

2

 

  1.  

Викторина «Мир профессий».

2

 

  1.  

Выжигание.

2

 

  1.  

Составление рисунков для резьбы.

2

 

  1.  

Изготовление кухонного набора.

4

 

  1.  

Изготовление шкатулки.

4

 

  1.  

Изделие из подручных материалов.

4

 

  1.  

Изготовление рамки для фото.

2

 

  1.  

Выполнение ремонта электрических приборов.

2

 

  1.  

Пайка твердых металлов.

2

 

  1.  

Изготовление ящика для инструмента.

2

 

  1.  

Изготовление гербов регионов ЯНАО.

6

 

  1.  

Выпиливание «Фруктовница».

6

 

  1.  

Художественное выпиливание комбинированных изделий

6

 

  1.  

Рельефная резьба. Инструменты. Материалы для рельефной резьбы.

4

 

  1.  

Орнаментальная композиция (работа по образцам)

4

 

  1.  

Контурная резьба по тонированному фону. Композиции анималистического характера.

4

 

  1.  

Выполнение простого предмета (строганного или точенного) с резной заставкой (вид резьбы по выбору учащего)

6

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки (ЗУН) воспитанников

 

Учащиеся должны знать:

-          правила техники безопасности;

-          основные технологические операции;

-          способность древесины к  обработке;

-          различать текстуры трех основных срезов – вдоль или поперек волокон, торцевой;

-          основные виды орнаментов и узоров;

-          особенности построения орнамента.

 

Учащиеся должны уметь:

-           проектировать продукт труда;

-           планировать трудовой процесс;

-           оборудовать рабочее место;

-          самостоятельно разрабатывать рисунки и эскизы;

-          уметь производить заточку инструментов;

-          готовить основание и переводить на нее рисунок выполняемой работы;

-           осуществлять операции разметки, обработки, измерения, отделки, проведения самоконтроля;

-           выполнять задания по образцу;

-           выполнять простое изделие.

 

                              Форма подведения итогов

 

Форма

Мероприятия

Массовое мероприятие

Выставки

Оценка эффективности проекта

  1. наблюдение за самостоятельность выполнения проекта
  2. анкетирования, опросы педагогов, детей и родителей

Участие в творческих конкурсах

  • школьных
  • муниципальных
  • региональных
  • всероссийских
  • международных

 

 

 

Оценка достижения результата:

 

Необходимый уровень (базовый) – «хорошо», но не «отлично».

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартных действий в новой, непривычной ситуации и (или) использование новых знаний по только проходимой теме – «отлично».

Максимальный уровень (необязательный) – использование знаний по материалу, не проходимому еще в кружке – «превосходно».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое оснащение учебной мастерской.

 

 Верстак слесарный двухтумбовый. Верстак столярный ученический. Тиски слесарные.  Шкаф для инструмента, кассетница металлическая, ящик для инстурмента,  Станок токарный по дереву СТД-120М. Станок настольно-сверлильный СНВШ-2. Станок заточный ЭТ-93-2. Станок токарный по дереву СТД-120М. Станок токарно-винторезный ТВ-7М. Станок настольный горизонтально-фрезерный НГФ-110-Ш4+ ВГФ. Фуговальный станок с рейсмусом «Муравей». Настольная  дисковая пила. Пылеулавливающий агрегат ПУА-3000.Ручной столярный инструмент, слесарный инструмент.  Электроинструмент: шуруповерт, шлифмашина, мультишлифмашина, лобзик, ножовка, рубанок, фен технический, шабер, дрель, фрезерная машина, сабельная ножовка, клеевой пистолет, степлер, выжигатель,.   Набор электрика, строителя. Наборы токарных резцов, фрез, сверл, пилок для лобзика, стамесок, отверток, скребков, напильников, надфилей, метчиков и плашек, гаечных ключей Конструктор металлический в наборе, конструктор радиолюбителя. Комплекты спецодежды.

 

Список литературы

для учителя:

  • ·       В. И. Коваленко «Объекты труда: 5кл.: Обработка древесины и металла, электротехнические работы: Пособие для учителя. –М.: Просвешение,1991г.
  • ·      Программа «Технология» 1-4, 5-11 классы, М., «Просвещение», 2007 г.
  • ·      Сборник нормативных документов «Технология». Примерные программы по технологии. М., «Дрофа», 2007г.
  • ·      Программы «Техническое творчество учащихся». М., Просвещение, 1988г.
  • ·      М. Б. Павлова « Метод проектов в технологическом образовании школьников». М., «Вентана-Граф», 2003г.
  • ·      В. Д. Симоненко «Рекомендации по использованию учебников по технологии». М., «Вентана-Граф», 2006г.
  • ·      В. Д. Симоненко «Сборник творческих проектов учащихся». М., «Вентана-Граф», 2006г.
  • ·      Слайд-альбом «Художественная обработка древесины» (20 шт.).
  • ·      CD-диск «Ручной слесарный инструмент»
  • ·      CD-диск «Металлообработка»
  • ·      CD-диск «Ручной электро- и пневмоинструмент»

для учащихся:

  • ·         Технология: учебник для 5 кл. общеобр. уч./А.Т. Тищенко, Н. В. Синица – М.: «Вентана-Граф», 2010 г.
  • ·         Технология: учебник для 5 кл. общеобр. уч./А.Т. Тищенко, П.С. Самородский , В.Д. Симоненко. –М.: Просвещение, 1999 г.
  • ·         Технология обработки древесины: Учеб. Для учащихся 5-9 кл. общеобр. уч./2-е изд. –М.: Просвещение, 1997 г.
  • ·         Альбом рабочих чертежей и технологических карт на изделия из металла, изготовляемые учащимися 5-9 классов, 1991г.
  • ·         Комплект инструкционных карт по курсу «Общеслесарные работы».

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Школа – детский сад с. Катравож

   

Согласовано           

Зам.директора по ВР          

 _________ Зимонина С.Н.

«____»__сентябрь  2014 г. 

 

Утверждаю

Директор МОУ

Школа с. Катравож

_________  И.А. Колистратова

«____»__сентябрь  2014 г. 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования  «Фитнес»

 

По спортивно-оздоровительному  направлению

Руководитель секции   Махмутов Акмаль Рафаилович

Год составления 2014 -2015  учебный год                                                                                                                                                                                                                        Классы         1-11                                                                                                                                                                    Общее количество часов по плану            _____70___________

Количество часов в неделю                         __2_______________                                                                                                                                                                       Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой по внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения.

«___»            августа     2014 г.                                                           ______________________  

                                                                                                                                                              (подпись учителя)

 

Рассмотрено на заседании ШМО учителей физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ

 

«___»____________________2014 г.                                      Протокол №_________________

 

 

 

Руководитель ШМО_______________________________                                            

       _________________

 (фамилия, имя, отчество)

      (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

с. Катравож 2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями.

Программа предусматривает практическую и теоретическую деятельность, направленную на овладение навыками и умениями двигательных упражнений.

Включает в себя различные виды танцевальные движения, дыхательную гимнастику, гимнастических упражнений, что способствует разностороннему развитию опорно-двигательного аппарата, хорошей подвижности в суставах и укреплению здоровья, в общем.

Занятия фитнесом способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.

Известно, что первые впечатления обычно оставляют наиболее яркий след в психике учащихся и оказывают сильное воздействие на их отношение к занятиям и поведение на уроках. В силу этого, организация и проведение уроков первого года обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход занятий, следовательно, и решающим для успеха в учебе.

Основная цель данной программы – всестороннее, физическое развитие детей, укрепление и сохранение их здоровья. Улучшение телосложения, формирование красивой фигуры.

Цель обучения – мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения основ содержания фитнеса, умения сохранять и совершенствовать свое телесное «Я», снимать утомление, вызванное учебной деятельностью, а также содействовать самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.

В соответствии с данной целью формируются задачи, решаемые в процессе реализации данной программы:

 

Задачи программы

 

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач:

 

Оздоровительные задачи: Укрепление здоровья; гармоничное развитие мышечных групп и всей мышечной системы; выработка правильной осанки, походки; профилактика заболеваний, общее развитие и укрепление органов дыхания и работы сердечно - сосудистой системы, улучшение обмена веществ и повышение жизнедеятельности организма.

Образовательные задачи: Всестороннее гармоничное развитие и совершенствование основных физических качеств: силы, гибкости, выносливости, так и координации движений, ловкости, выразительности движений, чувства динамического равновесия, вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в жизни.

Повышение умственной и физической работоспособности. Развитие музыкальности, чувства ритма. Улучшение психического состояния, снятие стрессов.

Повышение интереса к занятиям фитнесом, развитие потребности в систематических занятиях спортом.

Воспитательные задачи: Воспитание дисциплинированности, морально-волевых, эстетических качеств, смелости, решительности, целеустремленности, настойчивости, выдержки, ориентировки, инициативности.

 

 

В ходе учебного процесса оказывают комплексное воздействие на занимающихся, повышение общей и специальной физической подготовленности, обогащение профессиональными знаниями, умениями и навыками; воспитание личности.

Средствами данной программы являются специальные упражнения аэробики, общеразвивающих упражнений, степ-аэробики, фитбол, стретчинг и т.п.

Разработка данной программы разработана с учётом возрастных особенностей занимающихся, их физического развития на основе дифференцированного и индивидуального подхода.

В процессе обучения используются групповые и индивидуальные формы занятия.

Основным средством являются физические упражнения, вспомогательными – естественные силы природы и гигиенические факторы.

Данная программа включает в себя обязательный минимум информации, позволяющей существенно расширить знания, умения и навыки в области физической культуры, а уроки строятся на сотрудничестве учителя и ученика.

Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья учащихся как ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, в том числе к урокам физической культуры. Оздоровительные занятия развивают двигательную подготовленность учащихся, и позволяет оставаться бодрым и энергичным в течение всего дня, легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических действий.

Практическая значимость программы состоит из систематического применения продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья.

Занятия ориентированы на то, чтобы заложить в учащихся стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Новизна заключается в том, что она включает новое направление в спорте; оздоровительный фитнес, в основе, которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу сердечно - сосудистой, дыхательной и мышечной систем, способствует формированию у учащихся знаний и умений.

Принципы построения программы: систематичность, постепенность, доступность.

 

Программа рассчитана на 1 обучения, для обучающихся 3 - 9 классов общеобразовательной школы.

Программа реализуется за 68 часа (2 час в неделю) в год (согласно учебно-тематическому плану).

Состав группы обучения до 15 человек.

 

Основными формами организации учебно–тренировочной работы являются: теоретические и практические занятия; профилактические и оздоровительные мероприятия и  инструкторская практика.

В программе применяется общепризнанная урочная форма, в которой выделено три части: подготовительная, основная, заключительная.

Программа содержит подробный перечень тем и вопросов, которые необходимо освоить детям за время обучения.

 

Учебно-тематический план

 



Название разделов


Общее кол-во часов


1


Вводное занятие( правила техники безопасности)


1


2


Основы знаний: Теоретические сведения


6


2.1


Здоровье человека и влияние на него физических упражнений


2


2.2


влияние питания на здоровье


2


2.3


Гигиенические и этические нормы


2


3


Общая физическая подготовка


23


3.1


Упражнения в ходьбе и беге  (Тренажер

 « Беговая  дорожка»  «Министадион» «Велотренажер»)

 


4


3.2


Упражнения для плечевого пояса и рук. Упражнения с гантелями. «Велотренажер» «Тренажер силовой со встроенными весами»


4


3.3


Упражнения для ног.  «Велотренажер» « Беговая  дорожка»  «Министепп»)


6


3.4


Упражнения для туловища.


5


3.5


Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ)


4


4


Специальная физическая подготовка


30


4.1


Формирование навыка правильной осанки (12ч)


12


4.2


Укрепление мышечного корсета (6ч)


6


4.3


Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени (6ч)


6


4.4


Упражнения на равновесие (4ч)


4


4.5


Упражнения на гибкость (2ч)


2


4.6


Акробатические упражнения


2


5


Дыхательные упражнения


5


6


Показательные выступления(2ч)


2


7


Праздник здоровья


1


8


Физкультурный праздник.


1

 


Всего


70

 

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ

 

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ

Тема 1. Правила поведения в спортзале, техника безопасности на занятиях, травматизм и меры его предупреждения, гигиенические требования к одежде.

Тема 2. Общеразвивающие упражнения, их разнообразие, методические особенности, ценность как средства физического развития при самостоятельных занятиях физической культурой.

Тема 3. Просмотр видео занятий, обучение жестам.

Тема 4. Влияние занятий фитнесом на организм человека.

Тема 5. Упражнения для развития физических качеств: силы, быстроты, общей и специальной выносливости, гибкости и подвижности в суставах, на точность и координацию движений.

Тема 6. Упражнения для развития психомоторных качеств и функциональных способностей: упражнения на ориентировку в пространстве и времени, совершенствование вестибулярной устойчивости, управление вни­манием, быстроту реакции на движущийся объект, совершенствование мышечного чувства, контроль позы положения, на дифференцировку мышечных усилий.

Тема 7. Упражнения на коррекцию телосложения: коррекция осанки, изменение подкожно-жирового слоя и регуляции общей массы тела, изменения мышечной массы и коррекция мышечного рельефа.

Тема 8. Упражнения направленного воздействия на системы и органы: с нагрузкой на сердечнососудистую систему, для легких и дыхательной мускулатуры, с эффектом воздействия на внутренние органы брюшной полости.

Тема 9. Индивидуализация тренировок, определение тренировочной модели; изменение модели по мере достижения эффекта занятий.

Тема 10. Вопросы диетики и использования вспомогательных средств формирования тканевого рельефа. Основные группы пищевых продуктов. Роль основных компонентов питания: белков, жиров, углеводов, вита­минов, минеральных солей; водный обмен в организме. Энергообеспечение организма и питание. Биохимиче­ские процессы при наращивании, сбросе и стабилизации веса. Примерные рационы питания.

Тема 11. Самостоятельные занятия упражнениями. Разработка собственной программы занятий на основе усвоенных теоретико-методических посылок. Самоконтроль.

 

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ

Двигательные действия и умения

Тема 1. Упражнения для развития силы мышц.

Тема 2. Упражнения на расслабление и развитие подвижности в суставах: фиксация поз с расслаблением (по заданию) отдельных мышц, мышечных групп и целостным расслаблением, упражнения на растяжку, наклоны, прогибание, махи ногами, упражнения без предметов, с гимнастической палкой, скакалкой.

Тема 3. Упражнения корригирующего назначения: для исправления осанки, подтягивания отстающих мышечных групп, устранения ригидности в суставных движениях, для развития дыхательной функции.

Тема 4. Упражнения с общеразвивающей направленностью.

Тема 5. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса: общеупотребительные упражнения с движениями рук во всех возможных направлениях и с разной амплитудой.

Тема 6. Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах.

Тема 7. Упражнения для развития гибкости ту­ловища: традиционные упражнения на сгибание и разгибание тела.

 

Занятия с музыкальным сопровождением имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху. Музыка используется и как фактор обучения, так как движения легче запоминаются.

 

 

 

 

Темп музыки и движения

В каждом уроке проходятся все разделы программы - слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация.

 

Результативность

 

К концу обучения воспитанники:

Умеют самостоятельно добывать знания по любой интересующей их теме.

Умеют регулировать нагрузку, составлять и самостоятельно проводить тренировочное занятие оздоровительной направленности.

К основным способам проверки приобретенных знаний и умений можно отнести проверочные работы по разным разделам программы: являются мастер-классы, проводятся состязания внутри объединения между группами девушек и юношей, где обучающиеся показывают на практике все, чему обучились. В результате процесса обучения обязательным условием является отслеживание результатов обучающихся (мониторинг). Важно знать, как усваивается программа. Все это необходимо не только для оценки уровня роста обучающихся, но и для корректировки образовательного процесса.

                           

Организационно-методические формы обучения и проведения занятий включают приведенную ниже последовательность освоения материала:

 

В проведении занятий используются следующие методы обучения в такой последовательности:

1.Наглядность – в выполнении упражнений, ориентация на образец, копирование предложенного образца.

2.Словесный и наглядный – объяснение и показ упражнений.

3.Словесный – объяснение, после которого следует самостоятельное выполнение упражнений.

4.Практический – самостоятельное составление и выполнение упражнений и программ, частичное ведение занятия.

Деятельность занимающихся на занятиях организована фронтальным,  индивидуальным способом.

Широко используется зеркальный показ. Также, используется так называемый акцентируемый показ отдельных фаз движения. Показ обязательно сопровождается подсчетом и методическим комментарием.

 

ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

Ходьба

Размахивание руками (кисти в кулак, пальцы врозь и др.);

Сочетание ходьбы на месте с различными, симметричными руками (одновременными и последовательными, симметричными) и ходьба с хлопками.

Бег

 Возможны такие же варианты движений, как и при ходьбе.

 

Подскоки и прыжки

На двух ногах (в фазе полета ноги вместе или в другом положении) на месте и с продвижением в разных направлениях (с осторожностью выполнять перемещения в стороны)

С переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад и др.

Сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями руками.

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

 

Открытый шаг. - Исходная позиция - ноги врозь, руки на поясе. «Раз, два» - из приседа переход на правую ногу, левая вытянута в сторону. «Три, четыре» - то же в другую сторону. Повторим на 16 счетов, добавляя движения руками вперед в стороны, вверх.

Приставной шаг. И.п.- основная стойка, руки на поясе, «Раз, два»- шаг правой ногой в сторону, приставляя левую. «Три, четыре»- то же в другую сторону. Повторить на 16 счетов, добавляя движения руками (к плечевым суставам, вверх, вниз, в стороны).

Приставной шаг с выносом ноги вперед. И.п.- основная стойка, руки на поясе. «Раз, два»- шаг правой ногой в сторону, руки вперед, левая нога выносится вперед па пятку, руки вниз. «Три, четыре»- то же в другую сторону. Повторить па 16 счетов.

Приставной шаг с выносом ноги назад. – И.п.- основная стойка; руки на поясе. «Раз, два»- шаг правой в сторону, руки вверх, вынос левой ноги назад, руки вниз «Три, четыре»- то же в другую сторону. Повторить на 16 счетов.

Ви - степ. Эти движения называются так потому, что при их выполнений направление движений соответствует английской букве. И.п. - основная стойка, руки па поясе. «Раз, два»- шаг правой, а затем левой вперед, нога при этом на ширине плен. «Три, четыре»- справой ноги вернуться в и.п., «Пять, шесть» шаг левой, а затем правой ногой (ноги продолжают оставаться на ширине плеч). «Сёмь; восемь»- с левей ноги вернуться в и.п. Повторить на 32 счета.

Стретч

И.п. – полуприсед на левую ногу, правая вытянута вперед на пятку, руки на опорной ноге. Оставаться в этом положении 30-40 секунд, затем сменить ногу.

И.п. – полу шпагат, руки на полу. Правая нога согнута под углом 90 градусов, левая вытянута назад.  Оставаться в этом положении 30 секунд, затем сменить ногу.

И.п.-  то же, что и в предыдущем упражнении. Колено задней ноги и локти опустить на пол. Оставаться в этом положении 10-20 секунд, затем сменить ногу.

 

Аэробика

Выпады. И.п. – основная стойка, руки на поясе. Первый вариант (повторить на 16 счетов). «Раз» - выпад правой ногой в сторону, правая рука вверх. «Два» - вернуться в и.п. «Три, четыре» - то же с другой ноги. Второй вариант (повторить на 16 счетов). «Раз» - выпад правой ногой в сторону, с разворотом плеч влево. Руки на поясе. «Два» - прыжком вернуться в и.п. «Три, четыре» то же с другой ноги.

Ви - степ с прыжком. И. п. - основная стойка, руки на поясе. «Раз, два» — шаг вперед правой ногой, одновременно правая рука заводится за голову а затем - левой ногой , левая рука за голову (ноги при этом на ширине плеч) «Три четыре» - вернуться в и.п. с правой ноги; руки, начиная с правой, опустить вниз. «Пять, шесть, сёмь, восемь» два прыжка (ноги врозь, руки в стороны, ноги вместе, руки вниз). Повторить на 32 счета.

Набор движений (связка) И.п.- основная стойка, руки на поясе. «Раз, Два, Три, четыре» - четыре шага вперед с правой ноги. «Пять, шесть, семь, восемь» - два прыжка, «Раз; два, три, четыре» - четыре шага назад с правой ноги. «Пять, шесть, семь, восемь» - два приставных шага вправо и влево.

 

Партерная часть

1. И.п. – сидя на полу прямые ноги вытянутые вперед. Колени не сгибать. Руками взяться за пальцы ног. Оставаться в этом положении 30-40 секунд.

2. И.п. сидя на полу, правую ногу согнуть и поставить на стопу, а левую вытянуть вперед и держать позу 15 секунд, затем поменять ногу.

3. И.п. лежа на спине, ноги, на ширине плеч, согнуты в коленях, руки лежат скрестно на плечах. «Раз» - плечи подтянуть к коленям. «Два» - вернуться в и.п. Повторить 20 раз.

4. И.п. – лежа на спине, правая нога на колене согнутой левой, руки за головой «Раз» - левым локтем подтянуть к колену правой ноги. «Два» - вернуться в и.п. Повторить 16 раз, затем сменить ногу и руку.

5. И.п. – стоя на коленях, опираться на локти. «Раз»  - сделать мах прямой ногой вверх. «Два» - опустить ногу вниз. Не касаясь, пола. Повторить 15 раз, затем сменить ногу.

Медленный стретч

1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. «Раз, Два» - глубокий вдох, руки через стороны медленно поднять вверх. «Три, Четыре» выдох, руки вниз. Повторить 4 раза.

2. И.п. – основная стойка, руки опущены. Медленно на цыпочки, руки поднять, вверх, закрыть глаза и постоять в такой позиции 30 секунд. Вернуться в и.п.

3. И.п.  – стойка ноги врозь, прямую правую руку завести за спину, левой удерживать кисть правой руки, усиливая движение влево, голову наклонить влево. Держать 8 сек. Дыхание  ритмичное, в такт биению сердца. То же в другую сторону. Растягиваются трапециевидная мышца, шейные мышцы.

4. И.п. – левую прямую руку отвести с помощью правой руки вправо. Держать 8 сек. Дыхание ритмичное. То же с  рукой руки. Растягиваются задние пучки дельтовидной мышцы.

5. И.п. – сед на пятках. Потянуться  руками вперед, кисти касаются пола. Максимально вытянуться в плечах, сконцентрироваться на спине. Растягиваются мышцы спины. Держать 8–10 сек. Дыхание осуществляется за счет реберного типа дыхания – ребра расходятся в стороны на вдохе и сжимаются на выдохе.

6. И.п. – сед согнув ноги. Обхватить руками колени, округляя спину, потянуться назад. Держать позу 8–10 сек.

7. И.п.  – упор лежа. Живот и бедра приподняты над полом, голова прямо, плечи не приподнимать. Упражнение является  стабилизатором мышц туловища – спины, живота, одновременно  растягиваются  мышцы живота. Удерживать позу 8 сек. После отдыха, лежа на спине, повторить еще раз.

8. И.п. – лежа на животе с упором на предплечья, отвести левую ногу назад-вправо, носок стопы касается пола, – поза скручивания. Плечи не разворачивать. Упражнение является стабилизатором мышц средней части спины, одновременно растягиваются косые мышцы живота. Держать позу 5–8 сек. То же в другую сторону.

9. И.п. – лежа на спине, руки за голову. Согнуть обе ноги с поворотом их вправо, правую стопу положить на колено левой ноги, плечи не приподнимать над полом. Держать 5–8 сек., затем медленно вернуться в и.п. То же в другую сторону.

10.  И.п.  – лежа на спине,  руки в стороны. Согнуть  правую ногу с поворотом  внутрь и положить,  скручивая  туловище, слева, касаясь носком пола. Держать позу 5–8 сек., затем медленно вернуться в и.п. То же с другой ноги. Растягиваются  ягодичные мышцы. В качестве стабилизатора работают мышцы, приводящие  лопатки к позвоночнику.

11. В положении  стоя сделать медленный  наклон  вперед, скручивая туловище вправо, кисть правой руки опирается  на подъем левой стопы, правую руку отвести в сторону назад. Держать 8 сек., затем медленно вернуться в и.п. Растягиваются мышцы задней поверхности бедер. В качестве стабилизатора  работают мышцы,  приводящие лопатки к позвоночнику.

12. И. п. – сед на правом бедре, обе ноги согнуты, левая отведена назад, кисть левой руки касается  колена правой ноги, плечи не разворачивать. Держать позу 5–6 сек.

То же в другую сторону. Растягиваются  мышцы передней поверхности бедра задней ноги. В качестве  стабилизатора работают ягодичные мышцы, мышцы средней части спины.

13. И.п. – глубокий сед на двух ногах, стопы на ширине плеч в слегка выворотном положении, ладони лежат на полу, голова наклонена вперед. Держать 8 сек. Растягиваются мышцы  внутренней части бедра (приводящие), мышцы спины.

14. И.п. – лежа на спине, поднять одну ногу вперед, захватить ее руками и удерживать в статическом  положении. Удерживать позу 8 сек. То же с другой ноги. Растягиваются мышцы задней поверхности бедра.

15. И.п. – наклон вперед в седе. Держать 8–10 сек. Растягиваются мышцы задней поверхности бедер и спины.

16. В седе – правая прямая нога впереди, другая согнута, левая рука лежит на подъеме согнутой ноги, правая рука на голени. Держать позу 8 сек. То же с другой ноги. Мышцы живота втянуты, спина  прямая. Растягиваются мышцы внутренней  поверхности бедра, наружного свода стопы, связки коленного сустава. В качестве стабилизаторов  работают мышцы живота, спины.

17. И.п. – сед согнув ноги, стопы касаются друг друга. Кистями захватить переднюю часть стопы. Голову и спину держать прямо. Удерживать положение 8–10 сек.

18. И.п.  – выпад правой  вперед, голень под прямым углом к полу, колено левой ноги слегка согнуто. Туловище держать прямо. Удерживать позу 10–15 сек. То же с другой ноги. Растягиваются мышцы передней поверхности бедра сзади стоящей  ноги. Для сохранения  равновесия в этой позе активно работают глубокие мышцы туловища, мышцы передней поверхности, стабилизаторы голеностопного сустава впереди стоящей ноги.8.

19.И.п. – сед с согнутыми перекрещенными ногами, руки согнуты, локти разведены в стороны, ладони касаются друг друга, пальцы направлены вверх. Держать позу 4–6 сек. Медленно опустить пальцы вниз дугами вперед, вернуться в исходное положение. Повторить еще раз. Положить  правую руку на левое колено, левую руку отвести назад в сторону и слегка опереться пальцами о пол. Одновременно  выполняется поворот туловища и головы налево. Держать позу 5–6 сек. То же в другую сторону.

20. И.п. – сед ноги врозь согнув ноги. Правую руку завести за голову, левой удерживать кисть правой руки. Держать 8 сек. То же с другой руки. Повторить еще раз. Растягиваются трехглавая мышца руки, четырехглавые мышцы бедер (передняя поверхность). Улучшается подвижность коленного и голеностопного суставов.

 

Список использованной литературы:


  1.  Болотов К. Д. Физкультура для самых маленьких. / К. Д. Болотов. ВЛАДИ. – 2009.


2.Караченцев А. В. Здоровье начинается с детства. / А. В. Караченцев. М – 2010.