Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Школа – детский сад с. Катравож

 

 

 

 Согласовано                                                                                                                             Утверждаю

Зам.директора по ВР                                                                                                             Директор МОУ

  _________Зимонина С.Н.                                                                                             Школа с. Катравож

«____»__сентябрь  2014 г.                                                                          _________  И.А. Колистратова

                                                                                                                               «____»__сентябрь  2014 г.

              

 

 

 

               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования «Шахматы»   

                                                                                                                                                                                                                                                           

По спортривно-оздоровительному направлению

Руководитель кружка   Махмутов Акмаль Рафаилович

Год составления 2014 -2015  учебный год                                                                                                                                                                                                                        Классы       1-11_____                                                                                                                                                                    Общее количество часов по плану            _____70___________

Количество часов в неделю                         __2_______________                                                                                                                                                                       Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой«Объединение шахмат» М. Просвещение, 2010 г., Каленова А.В. «Шахматы» и программы Ракшина А.А. «Шахматы»

 

«___»            август а     2014 г.                                                                                           ______________________  

                                                                                                                                                        (подпись учителя)

 

Рассмотрено на заседании ШМО учителей физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ

 

«___»____________________2014 г.                                                         Протокол №_________________

 

 

 

Руководитель ШМО_______________________________                                            

_________________

                                        (фамилия, имя, отчество)

(подпись)

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

с. Катравож 2014г.

 

              

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   ФГОС начального общего образования утверждён и введён в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785). По факту обязательное его введение началось с 1 сентября 2011 года.

      В эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает  целеустремлённость, терпение и характер.

         Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли.

        О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы.   

     Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику.

       Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

      Особенностью программы  является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. 

       В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.

          Программа интегрирована с ежегодным графиком районных и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.

 

 

 

 

          Программа объединения основывается на программе «Объединение шахмат» М. Просвещение, 2010 г., Каленова А.В. «Шахматы» и программы Ракшина А.А. «Шахматы»

 

      Новизна данной программы  заключается в разработке и использовании на занятиях  педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), компьютерных шахмат, активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям школы.

 

Цель программы : создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

 

Задачи.

Обучающие:

 

·          Познакомить  с историей шахмат;

·          Обучить правилам игры;

·          Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре,  ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

·          Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

·          Способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и  к сопернику;

 

·         Сформировать навыки запоминания;

·          Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

·          привить бережное отношение к окружающим, стремление к развитию личностных качеств;

·          Прививать навыки самодисциплины;

·          Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

    В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

 

Предметные компетенции обучающихся:

1.       Техническая,  формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

·          Участии в тренировочных играх, в районных соревнованиях по шахматам;

·          В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

·          В проведении педагогом инструктажей;

·          В применении индивидуальных форм работы;

·          В корректировке игры;

·          В рекомендациях по выполнению комбинаций.

 

Формами отслеживания роста предметной компетенции  являются:

·          Педагогическое наблюдение;

·          Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.

2.       Интеллектуальная,  формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

·          Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

·          Изучении специализированной литературы;

·          Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

 

Компетентностный подход выражен:

·          В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

·          В проведении бесед;

·          В применении индивидуальных и групповых форм работы.

 

Формами  отслеживания роста предметной компетенции  являются:

·          Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;

        Определение уровня эрудиции обучаемых.

 

       Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность. В шахматное объединение принимаются учащиеся младшего и среднего школьного возраста (7 – 14 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 2 года. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.

 

       Недельная нагрузка 2 часа (70 часов в год) – 1 год обучения.  Занятия проводятся  1 раз в неделю. Учебная группа состоит из 10-15 учащихся. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.

 

        Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. 

 

      Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы: 

 

·          структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами; 

·          актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.  

Показателями эффективного функционирования  шахматного объединения служат:

·          наличие единого контингента воспитанников;

·          взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;

·          единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности,  доступности, увлекательности, результативности;

·          осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;

·          обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;

·         определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста

·          система оценок достижений обучающихся.

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

Требования к знаниям и умениям:

 

учащийся должен знать:

 

·            правила игры в шахматы;

·            права и обязанности игрока;

·            иметь представление о истории и происхождении шахмат;

·            основные понятия о тактике и стратегии.

Должен уметь:

 

·            применять указанные знания на практике;

·            концентрировать внимание, ценить время;

·            играть в шахматы с удовольствием.

 

                            Учебный план

 

№ п/п

                   Темы

                                        Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Организационное занятие

 

2

1

1

2.

Шахматы – спорт, наука, искусство

 

2

1

1

3.

Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы

24

8

16

4.

Простейшие схемы достижения матовых ситуаций

 

22

8

14

5.

Тактика

24

8

16

6.

Эндшпиль

20

8

12

7.

Дебют           

 

15

5

10

8.

Конкурсы по решению задач и этюдов

6

-

6

9.

Сеансы одновременной игры  

 

6

-

6

10.

Соревнования (турниры)

10

-

10

11.

Индивидуальные занятия

12

-

12

12.

Итоговое занятие

1

-

1

 

ИТОГО

70

34

46

 

 

 

 

 

 

                                                   Содержание программы

 

  1. 1.    Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2. Шахматы – спорт, наука и искусство.  История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры.

 

3. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы.  Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока.

 

Сравнительная ценность фигур. Размен.

 

Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист.

 

4. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии.

 

5. Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии.

 

6. Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цунгванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии.

 

7. Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии.

 

8. Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.

 

9. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий.

 

10.   Соревнования, турниры (по отдельному графику)

 

11.   Индивидуальные занятия.  Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных

 

12.   Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач.

 

            

 

 

              МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

          Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части.

 

          Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.

 

          Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.

 

           Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры.

 

            Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.

 

        Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.

 

      Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника - это значит решать его реальные проблемные ситуации. 

 

     На уровне аналитической работы происходит: 

 

• процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика;

 • понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения вперед.

     При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же. Но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.

Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные. 

 

Метод упражнения. 

 

Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как:  

 

• точные - теоретические;

 • типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;

 • фрагменты из партий - различное игровое содержание;

 • этюды - аналитические, художественные.

 Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:

 • оперативной памяти;

 • оперативного мышления;

 • функции внимания;

 • восприятия;

 • оценочной функции.

     Формы и методы реализации программы:

 

·          Уроки;

·          групповые занятия;

·          индивидуальные занятия;

·          игровая деятельность;

·          конкурсы решения;

·          турнирная практика;

·          разбор партий;

·          работа с компьютером.

 

                        Средства  реализации программы:

 

·          учебно-тематические планы;

·          методические указания и методическое обеспечение программы;

·          сборники задач;

·          шахматная литература.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

На занятиях используются:

·   шахматные часы – 4 штуки;

·   таблицы к различным турнирам;

·   раздаточные материалы для тренинга;

·   вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

·   словарь шахматных терминов;

·   комплекты шахматных фигур с досками – 10-12 штук.

- комплект шахмат (напольный) – 1 шт.

 

                      ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

 

№п/п

Контролируемые знания и умения

Формы и приемы работы

Сроки проведения

 

 

Первый год обучения

 

 

1.

Применение приемов нападения

 

Решение шахматных задач

Октябрь

 

2            

Защита в различных игровых ситуациях     

Самостоятельная работа           

Декабрь

3            

Создание угрозы мата        

Игровые упражнения  

Март

4            

Разыгрывание эндшпиля   

Разбор классических партий          

Апрель

5            

Разыгрывание дебюта        

Разбор специально подобранных позиций        

Май

 

     ЕЖЕГОДНЫЙ ГРАФИК СОРЕВНОВАНИЙ

 

№п/п

Соревнования, турниры    

Сроки проведения

1.

Первенство школы

Октябрь

2.           

Районный  шахматный турнир (личное первенство)

Ноябрь

3.

Первенство школы

Декабрь

5.

Внутри групповое первенство

Февраль

6.           

Районный  шахматный турнир (личное первенство)  

Март

7.           

Школьный  шахматный турнир (личное первенство)  

Апрель 

 

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:

 1.        В.И. Мульдияров. Шахматы уроки мудрой игры. Ростов на

            Дону.» Феникс», 2009.

2.       Гил В.Я.  Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2010.

3.       Шишигин. Шахматный Горизонт. Кызыл – 2012г

4.       Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 2009.

5.       Костьев А.Н.  Учителю о шахматах. -  М,: Физкультура и спорт, 2009.

6.       Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 2010.  

 

Для учащихся:

1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 2010. 

2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 2009.

 3.        Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 2009.

4.   Горенштейн Р.Я.  Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 2009.

5.  Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 2009 .

6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 2010 

Согласовано

Зам.  директора по ВР

УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________ Зимонина С.Н.

МОУ Школа с.Катравож

«___» ____________ 2014 г.

___________И.А.Колистратова

 

«___» ____________ 2014 г

 

Рабочая программа

дополнительного образования «Наследие предков»

 

по научно-познавательному направлению
Учитель: Серасхова М.В., высшая квалификационная категория
Год составления: 2014-2015 учебный год
Классы: 5-7
Общее количество часов по плану: 70
Рабочая программа составлена в соответствии с программой И.А. Малинин «Мой край северный»


«     »_______________2014г.                                                              _________________

                                                                                                                          подпись учителя

 


Рассмотрено на заседании ШМО учителей технологии, ОБЖ, ИЗО, физической культуры

«      »  ________   20__г.                         Протокол №_________                           _____________________

                                                                                                                            подпись руководителя ШМО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Чтобы школьник смог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

     Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня поможет такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

      Данная программа ориентирована на научно – познавательное направление внеурочной деятельности . За год запланировано провести всего 70 занятий (по два часа в неделю).

  Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа. В 2007 году наш автономный округ отметил 77 годовщину со дня своего образования, за эти годы суровая, некогда богом забытая земля превратилась в уникальный нефтегазодобывающий центр общероссийского и мирового масштаба.

      Внимание к этим и другим примечательным фактам истории будет способствовать росту интереса к истории Ямало-Ненецкого автономного округа и России в целом, благотворно скажется на воспитании патриотизма школьников.

     Программа дополнительного образования рассчитана на один год, представляет собой внеурочную  деятельность для учащихся 5-7 классов, она построена с учетом интеграции содержания курсов: “Литературное краеведение”, “История культуры народов Ямала”, “История Ямала”.
      Цели:

     - способствовать формированию глубоких знаний о родном крае , его людей;
       - способствовать формированию глубоких знаний и умений краеведческого содержания;
       - способствовать воспитанию любви к родной природе, уважения к традициям своего народа, патриотизма;
       - способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности;
       - развитие интереса к истории своего рода, составлению своей родословной
       – познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, бытовой и исторической картинами;
Задачи кружка:
    
Исследовать на практике собственные познавательные интересы, способности; интегрировать полученные в школе знания на качественно новом уровне.
     Оказывать содействие в использовании экспозиций и фонда музея в учебно-воспитательном процессе.
     Охрана памятников истории, культуры , природы.
     Пропаганда бережного отношения к традициям и обычаям своего народа.

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план занятий

№ п/п

Теоретические занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

(кол-во часов)

Всего

1. Вводная беседа

1

-

1

2. Музей как социокультурное явление

1

-

1

3.  Мой дом, моя семья

4

14

18

4. «Малая родина- моё село»

2

8

10

5Наше природное наследие

2

8

10

6. Поиск

1

9

10

7.  Краски родной земли 

8

12

20

Итого:

 

 

70

 

 Содержание тем кружка

    1. Вводная беседа - 1 ч.

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете  называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
2. Музей как социокультурное явление – 1ч.
Понятие “музей”. Основные задачи, стоящие перед музеем. Музей и общество. Социокультурная функция музея. Первоначальное представление о музее. Назначение музеев в обществе как хранителей предметов прошлого и центров научно-исследовательской деятельности. Разнообразие профилей музеев их особенности.

3. Мой дом, моя семья – 18 ч.

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития села.

Семейный альбом. Моя школа, мой класс, мои учителя.

     Практические занятия:

1. Конкурс презентаций "Моя родословная”, "Мой класс – вторая семья»”

2. Сбор и обобщение материала об истории села через историю семьи.

3. Герб семьи. Эмблема класса.

4  . «Малая родина- моё село»- 10 часов

Моя школа, мой класс, мои учителя

Мой дом, моя улица.

История школы

Мои родители учились в этой школе….  Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
5Наше природное наследие (10 часов)

Теоретические занятия (4 часа)

Растительность нашего края

Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения

Животный мир нашей местности

Охрана окружающей среды,"Красная книга”

Практические занятия:

1.Проект «Наша экологическая тропа»

6. Поиск – 10 ч.

Война – глазами очевидцев

Учителя - выпускники нашей школы.

Оформление записей, фотоматериалов

Практические занятия:

Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.
7. Краски родной земли 20 ч.
Жизнь и творчество художников Ямала.
Декоративно-прикладное творчество.
Практические занятия:
Оформление альбомов, стендов, создание презентаций.

 

Ожидаемые результаты:

создание банка фольклорно-этнографических данных школьного музея;

создание этнографических экспозиций в школьном краеведческом музее;

создание условий для занятий этноисследовательской работой.

 

                              Форма подведения итогов

 

Форма

Мероприятия

Массовое мероприятие

формирование музейных (выставочных) экспозиций на основе собранных материалов;

Оценка эффективности проекта

Создание банка фольклорно-этнографических данных

Участие в конкурсах

участие в этнографических праздниках и обрядах;

 

Оценка достижения результата:

 

Необходимый уровень (базовый) – «хорошо», но не «отлично».

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартных действий в новой, непривычной ситуации и (или) использование новых знаний по только проходимой теме – «отлично».

Максимальный уровень (необязательный) – использование знаний по материалу, не проходимому еще в кружке – «превосходно».

 

Использованная литература:
История Ямала с древнейших времен до начала 21 века. Программа систематического и элективных курсов. Г.Е. Корнилов.- Екатеринбург: Изд. АМБ, 2012.
История Ямала с древности до наших дней: учеб. для 6-9 классов. Г.Е. Корнилов.- Екатеринбург: Изд. АМБ, 2012.
Культовые памятники Ямала. Хебидя я. Тюмень: Изд. Института проблем освоения Севера СО РАН, 2003. Л.А. Лар.
http://www.museumforum.ru/index.php   Музейный форум

http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp  Российская музейная энциклопедия

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Школа – детский сад с. Катравож

 

 

Согласовано    

Зам.директора по ВР      

 _________Зимонина С.Н.

«____»  сентябрь  2014 г

           Утверждаю

Директор МОУ

         Школа с. Катравож               

_________  И.А. Колистратова

«____»  сентябрь  2014

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования «Школа юного корреспондента»

                                                                                                                                                                                                                                                           

По познавательному направлению

Руководитель кружка   Шуппе Олеся Константиновна

Год составления 2014 -2015  учебный год                                                                                                                                                                                                                        Классы         6-8_______________                                                                                                                                                                    Общее количество часов по плану            _____144___________

Количество часов в неделю                         __2_______________                                                                                                                                                                       Рабочая программа составлена Шуппе Олесей Константиновной в соответствии с учебным планом и программой по внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения. Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов. / Под ред. А.К. Симонова. – М.: Галерея, 2004.

 

 

«___»            август а     2014 г.                                                                                           ______________________  

                                                                                                                                                        (подпись учителя)

 

Рассмотрено на заседании ШМО учителей - предметников

 

«___»____________________2014 г.                                                         Протокол №_________________

 

 

 

Руководитель ШМО_______________________________                                            

_________________

                                        (фамилия, имя, отчество)

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Катравож 2014г.

Пояснительная записка

Концептуальные основы и актуальность программы

В условиях демократизации и гуманизации российского общества на первый план закономерно выходит человек с его стремлением к самоутверждению, самореализации и желанием ощутить себя полноправным гражданином своей страны. Чем раньше человек будет к этому стремиться, тем больше будет пользы для самого общества. 

Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, необходимо создавать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеллектуального и духовного развития.

Одной из самых важных задач дополнительного образования является создание условий для самоутверждения юной личности, для чего необходимо предоставить каждому ребенку возможность свободно отстаивать свои взгляды, свои интересы, обращаться к общественному мнению. К сожалению, в сложившейся системе средств массовой информации Приуральского района подросток не может в полной мере осуществить эту потребность.

 В некоторых образовательных учреждениях района (Аксарковская школа-интернат, интернат семейного типа п. Белоярск) есть свои газеты, главное направление которых – информационное обслуживание учащихся своей школы. На страницах районной газеты «Приуралье» также публикуются новости из «школьной жизни». Но этого недостаточно для включения детей в систему средств массовой информации района и округа, для построения моста между юными корреспондентами и миром взрослых.

Поэтому возникла необходимость разработки и осуществления специальной программы «Юный корреспондент», которая будет реализована на базе учреждения дополнительного образования Центра детского творчества и поможет каждому участнику быть услышанным сверстниками, родителями, педагогами и районными средствами массовой информации.

Одним из направлений программы является работа с одаренными детьми, т.к. журналистской деятельностью, как правило, занимаются творчески одаренные дети.   Работа юного журналиста предполагает умение искать не только новую информацию, но и причинно-следственные связи в изучаемом объекте, устанавливать закономерности, самостоятельно обобщать, делать выводы. Все это в итоге складывается в поэтапное обучение и развитие детей, проявляющих интерес к исследовательской деятельности.

Программа курса предусматривает занятия по культуре речи, общему этикету и психологии, которые учат детей правильно и образно выражать свои мысли, учат юных корреспондентов правилам общения с людьми разного возраста, учат их наблюдательности и внимательному отношению к собеседнику.

Цель программы:организовать единую районную информационную службу новостей о детстве, о жизни подростков и осуществить реальную для детей возможность издавать свою газету.

Задачи реализации программы:

  1. Оказание помощи юным журналистам в овладении навыками начальной профессиональной деятельности, защита их прав и интересов.
  2. Развитие творческих способностей детей, предоставление возможности каждому ребенку свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию через собственное издание.
  3. Формирование навыков исследовательской деятельности у участников программы через изучение истории и национальных особенностей родного края.
  4. Воспитание чувства социальной ответственности за начатое дело и умения довести его до конца.
  5. Организация содержательного досуга и профилактика асоциального поведения детей и подростков.

Пути реализации поставленных задач

-          Проработка правовых аспектов, связанных с функционированием детских средств информации.

-          Содействие в оснащении детской редакции современной компьютерной, множительной, аудиовизуальной техникой.

-          Формирование банка детских публикаций.

-          Изучение опыта взрослых изданий (местной и окружной прессы).

-          Взаимообмен опытом, информацией, материалами с детскими СМИ района.

-          Выпуск с участием юных корреспондентов собственной газеты Центра детского творчества.

-          Проведение конкурсов, фестивалей детской прессы, юнкоровских экспедиций; создание системы финансирования данных мероприятий.

-          Поощрение выступлений кружковцев во взрослых средствах массовой информации и участия детей и подростков в конкурсах, организованных детской газетой.

Особенности программы

Комплексность программы, заключающаяся во включение её содержания нескольких образовательных областей: словесность, психология, краеведение, дизайн, предпрофильная подготовка.

Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности воспитанников в сочетании с практической деятельностью.

В основе учебно- воспитательного процесса лежит принцип детоцентризма (приоритетность интересов ребёнка) и сотрудничества (признание ценности совместной деятельности детей и взрослых).

Адресат программы

Программа рассчитана на участие всех желающих детей и подростков. Набор в группу кружка – свободный, основанный на желании детей заниматься журналистикой.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 2 года.

Формы занятий:

1. Теоретические занятия по основам журналистики:                                                               

- групповые занятия в форме рассказа, беседы, объяснения, методы консультаций по работе с технической и справочной литературой, а также с компьютером.  

2. Практические занятия:

- выполнение самостоятельной работы по учебному плану объединения;

- ознакомление с работой журналистов районной газеты «Приуралье»;

- наблюдение за работой корреспондентов, операторов, дикторов местных СМИ;

- «творческие командировки» в издательство, на телецентр, телестудию «Приуралье»;

- участие в конкурсах, выставках;

- индивидуальная работа с одарёнными детьми.

Режим  занятий: два занятия в неделю  по 2  учебных  часа (45  минут занятие,  перемена  15  минут).

 

 

 Учебно-тематический план

Первый год обучения (144ч.)

Индивидуальная работа (работа с одарёнными детьми) (36ч.)

 

Тема

Всего часов

1.

Раздел 1.  Введение в новый предмет

6

1.1.

Вводная беседа, объяснение целей, задач, системы обучения.

1

1.2.

 Выявление способностей, интересов членов кружка

1

1.3.

   Проверка наблюдательности. Изложить письменно свои наблюдения   

1

 

1.4.

 Уроки психологии.

 Знакомство с тестами,  апробирование их на себе и других.

1

2.

Раздел 2. Средства массовой информации

9

2.1.

Культура речи. Слово – единица речи. Работа с газетой

1

2.2.

Возникновение газет, радио, телевидения, Интернета. Работа с газетой.         

1

2.3.

 Цели и задачи журналистики. Газета, радио, телевидение – соратники или соперники? Работа с газетой.

1

2.4.

Роль СМИ с современном обществе. Работа с газетой.

1

2.5.

Главная цель и задача корреспондента

1

2.6.

Культура речи.

 Богатство и разнообразие словаря говорящего. Точность речи.

1

3.1.

Какой быть детской газете? Определение основных элементов оформления.

1

3.2.

Как правильно взять интервью: выбор темы, разработка вопросов.

1

3.3.

Индивидуальная работа: написание статьи. Работа с газетой

1

3.4.

 Работа с газетой

1

3.5.

Работа с газетой

 1

4.

Уроки психологии.

Основные понятия газеты.  Понятие личности. работа с газетой

1

5.1.

Введение в профессию. Журналистика как форма гражданско -  политической деятельности.

 1

5.2.

Журналист – кто он? Что такое журналистский талант? Работа с газетой.

 4

 

5.3.

Работа с профессиональной терминологией. Работа с газетой.

 4

5.4.

Профессиональный долг. Профессиональный риск. Этика журналиста.

2

5.5.

Поиск темы. Поиск событий в жизненном материале.

4

5.6.

Умение рассмотреть проблему с разных сторон, понять её причины.

4

5.7.

Детская пресса: история развития, разнообразие газет и журналов.

4

5.8.

 Систематизация материала. Работа с газетой

 

2

6.1

Обсуждение темы и рубрик номера. Распределение журналистского задания.

 2

6.2.

Местные СМИ. Газета «Приуралье». Из истории создания газеты.

  2 

6.3.

Культура речи. Индивидуальная работа с «юными корреспондентами» по корректированию.

  4

6.4.

Подборка рубрики «Это надо знать!» по страницам центральных газет.

 2

6.5.

Верстка второго  номера детской газеты, художественное оформление номера.

  8

6.6.

Уроки общего этикета.

Этика межличностных отношений:

Работа с газетой

  8

 

    

 

Журналистские жанры: информация, заметка, отчёт, репортаж, интервью, корреспонденция, статья, зарисовка, фельетон, очерк и т.д.

Работа с газетой

  8

 

 

  

8.

Закрепление профессиональных понятий через индивидуальные задания. 

   8

9.

Источники информации: документы и записи, личные наблюдения и интервью.

  8

 

10.

Технические приемы обработки полученной информации

6

11.

Фотографии как средство художественной выразительности газетного номера.

6

12.

Уроки психологии

Самонаблюдение и познание людей. Понятие коммуникабельности.

8

13.

Работа с газетой

     4

15.

Как точно и правильно составить статью к газете.

8

16.

Работа с газетой

4

16.

Круглый стол. Обсуждение тем. Работа с газетой

12

 

Итого

144

 

Требования к уровню подготовки (ЗУН) обучающихся

Обучающиеся  должны  знать: 

- историю и значение журналистики;

- основные понятия журналистики;

- классификацию жанров журналистики;

- принципы подготовки материалов в различных жанрах;

- профессии сферы журналистики;

- организацию работы издательства;

- основы газетного дизайна.

Обучающиеся  должны  уметь: 

  - осуществлять поиск необходимой информации;

  - общаться с людьми;

  - пользоваться диктофоном;

  - собирать, анализировать, обобщать материал по теме и излагать его в письменном виде;

  - набирать текст на компьютере;

  - готовить публикации своих работ в газете;

  - проявлять активность мышления, его творческий характер.

 

Прогнозируемый результат и форма подведения  итогов реализации программы

Организация единой районной информационной службы новостей о детстве, о жизни подростков и осуществление реальной для детей возможности издавать свою газету.

Форма подведения итогов: первое полугодие: участие в районном Форуме школьной прессы;   второе полугодие: «Круглый стол» участников программы с приглашением специалистов из районных средств массовой информации.

  

                              Форма подведения итогов

 

Форма

Мероприятия

Массовое мероприятие

Конкурс СМИ классов

Оценка эффективности проекта

Создание банка информационных  данных о самых интересных школьных событиях

Участие в конкурсах

участие в конкурсах СМИ, печать в районной газете «Приуралье»;

 

 

 

 

 

Оценка достижения результата:

 

Необходимый уровень (базовый) – «хорошо», но не «отлично».

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартных действий в новой, непривычной ситуации и (или) использование новых знаний по только проходимой теме – «отлично».

Максимальный уровень (необязательный) – использование знаний по материалу, не проходимому еще в кружке – «превосходно».

 

 

Техническое оснащение программы

  1. Компьютер – 1 шт.
  2. Принтер струйный цветной – 1 шт.
  3. Сканер – 1 шт.
  4. Цифровой фотоаппарат – 1 шт.

 

Литература для педагога

  1. Мастерство диалога в радио- и телевизионной журналистике (Пакет информационных материалов). // Межрегиональный семинар. – СПб.,  2004.
  2. С.Н.Ильченко «Интервью в журналистском творчестве». – СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2003.
  3. Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов. / Под ред. А.К. Симонова. – М.: Галерея, 2004.

Методическое обеспечение

Организационно-массовая работа

Для письменного творчества необходим высокий интеллект ребенка, широкий кругозор, разнообразие интересов. Поэтому огромное значение в образовательном процессе имеют познавательные мероприятия. На протяжении всего учебного года члены объединения участвуют не только во всех мероприятиях ЦДТ, но и в районных праздниках, конкурсах, фестивалях. Лучшие творческие работы учащихся могут быть представлены на окружном уровне.

Для более близкого знакомства с профессией журналиста организуются экскурсии в редакцию районной газеты, в центральную библиотеку п.Аксарка, для работы с дополнительной литературой занятия проходят в читальном зале детской библиотеки (на библиотечных уроках).

С целью развития организаторских способностей детей на занятиях проводятся мастер-классы, дети получают самостоятельные задания редакции написать репортаж с места событий ( концерт, фестиваль, школа…).

 

Воспитательная работа

Неразрывно связанный с учебой и организационной работой процесс воспитания гармонично вписывается в структуру общения педагога и учеников. Не в назидательных лекциях, а в практике межличностного общения, в процессе встреч с людьми самых разных профессиональных кругов и возрастов идет обучение этике беседы, общей культуре ребенка. Изучая морально-этические нормы журналистики, дети учатся ответственному отношению к порученному делу, чувству уважения к любому труду, учатся взаимовыручке и доброжелательному отношению друг к другу.

Конкурсы, организованные на страницах своей газеты (о любимом учителе, о маме), неназойливо воспитывают у детей уважение и любовь к близким людям.

Работа над самостоятельной публикацией на страницах газеты развивает у ребенка чувство гражданственности и ответственности, а также повышает требовательность к своим словам и поступкам.

 

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся в школе предоставляются следующие меры социальной поддержки:

  1. Обеспечение бесплатным питанием обучающихся 1-11 классов в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, и другими нормативными актами Ямало-Ненецкого автономного округа.
  2. Обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ОВЗ.
  3. Обеспечение местами для проживания в интернате детям, из семей ведущих кочевой или полукочевой образ жизни, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа.
  4. Обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарём, канцелярскими товарами воспитанников интерната из семей ведущих кочевой или полукочевой образ жизни, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Ямало-Ненецкого автономного округа.
  5. Медицинское обслуживание.
  6. Бесплатное предоставление в пользование обучающимся на время получения ими образования в учреждении учебников и учебных пособий, а также учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания.
  7. Обеспечение бесплатно специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  8. Оказание детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации следующей психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:

-         психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

-         коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

-         комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

-         помощь обучающимся в профориентации и социальной адаптации.

Степендии для обучающихся школой не предоставляются.

Постановления:

Постановление от 27 октября 2017 года №974 "О назначении именных стипендий Главы Администрации муниципального образования Приуральский район"

Постановление от 18 марта 2015 года №215 "О назначении именных стипендий Главы Администрации муниципального образования Приуральский район".

Постановление от 04 сентября 2017 года №611 " О назначении именных стипендий Главы Администрации муниципального образования Приуральский район за I полугодие 2016-2017 учебного года"