Муниципальное  общеобразовательное   учреждение 

 школа – детский сад с. Катравож 

 

 

   Согласовано                                                                                                    Утверждаю

Зам.директора по ВР                                                          Директор МОУ школа –детский сад     

Зимонина С.Н.                                                                                            Колистратова  И.А.

«­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­___»__________2014 г.                                                             «__»________________2014 г.                       

 

 

 

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

«Тундровичок»

По: направленности

Руководитель:  Сметанина Лидия Анатольевна, учитель родного языка

Год составления: 2014 -15 учебный год

Вид и направление внеурочной деятельность: Познавательная деятельность

класс 2

Общее количество часов по плану   34

Количество часов в неделю  1

Рабочая программа  составлена на основе авторской в соответствии с планом внеурочной деятельности  и программой ФГОС начального общего образования (модифицированная)

«___»________2014г                                                                            _________________

                                                                                                                                подпись

 

Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов

 

«__»__________2014г

                                                                                                                            Протокол №___

Руководитель  ШМО Чупрова Евдокия Васильевна_______________________________

 

 

 

 

с. Катравож 2014г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Тундровичок» на 2014-2015 учебный год

            

                                                     Пояснительная записка 

  Программа дополнительного образования  «Тундровичок» разработана на основе научно-методического пособия В.Н. Няруй В., М. Сэрпиво «Ненцы уроки предков», и также на основе методического  пособия «Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России.2012. Ямало-ненецкий автономный округ» для учителей 1-4 классов», адресовано педагогам и призвано помочь в организации познавательной, исследовательской, продуктивной творческой деятельности детей.

   Программа  «Тундровичок» рекомендуется для работы с детьми 8-10 лет в  школьных учреждениях и адресована воспитателям, педагогам дополнительного образования. Продолжительность образовательного процесса – 1год.

  Программа «Тундровичок»  содержит опыт работы автора программы по приобщению детей к  региональному компоненту.

Усвоение детьми такого рода знаний уже на школьной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.

  Кроме того, материал кружка позволяет решать задачи экологического образования.

Существующие образовательные программы направлены на развитие мышления. Приобщение к сохранению национальных культур- одна из задач школы, которую невозможно решить без воспитания чувств.  Осуществить это можно, используя окружной базисный учебный план, его вариативную часть, которая предусматривает в числе прочих и факультативные занятия. Программа «Тундровичок» рассчитана на учащихся 2-4 классов сельских национальных школ, где учаться дети оленеводов и рыбаков,  имеется возможность более тесного общения детей с природой .

Программа предусматривает знакомство с самобытной национальной культурой, в том числе с некоторыми обрядами и обычаями, дизайном утвари и одежды, национальными играми, орудиями труда, основами технологии изготовления необходимых в быту вещей.

Кроме того, материал позволяет решать задачи экологического образования и нравственного воспитания с использованием традиций народной педагогики  хантов, складывавшихся веками. Учитель же призван помочь каждому учащемуся осознать свою роль в сохранении материальных и духовных ценностей хантыйского народа.

В содержание многих учебных и внеклассных занятий – методистов, авторов учебно – методических комплектов, учёных Е.Г.Сусой и В.Н.Няруй.

Направленность:

    Программа направлена на расширение познавательной сферы детей: знакомство с фольклором, играми, традициями и обычаями хантов. Приобщение детей разных национальностей, живущих на Ямале, к культуре коренных жителей Ямала станет одним из источников духовного обогащения.

 Концептуальная идея программы:

      Программа «Тундровичок» предназначена для изучения основ краеведения Ямало-Ненецкого автономного округа и является национально-региональным компонентом.   Богатейший материал о крае позволит нынешним  школьникам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает.

   Идеи регионализации в последнее время приобретают особое значение. Постепенно подход к изучению своего края изменился: растёт понимание его роли.

  Актуальность программы:

             Актуальность программы очевидна. Особенно актуальным данный курс является потому,  мы живем в ЯНАО. Мы  живем на этой северной земле. Называют ее суровым краем, «краем земли» (из хантыйской песни). С давних времен в заснеженной тундре, возле холодных рек жили люди. Эти добрые, красивые люди живут и сейчас рядом с нами – это ханты. Они хозяева этой земле. Мы должны знать традиции, обычаи, которые выработаны веками людьми, населяющими эту землю. Программа знакомит детей с традициями, бытом, жизнью, фольклором коренного населения Ямала. Расширение круга познания детей способствует формированию характера, интересов, основ нравственности и патриотизма. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Работа по программе призвана воспитывать уважение к традициям, обычаям своего народа.

    Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного села, города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному селу, городу, краю, наконец, к большой Родине.

Цель программы – правильная социальная ориентация во взрослой жизни, воспитание активной жизненной позиции, способности личного влияния на развитие малочисленных народов Севера.

Задача программы – способствовать лучшему осмыслению понятий  «человек», «семья», «родная земля» «тундра Ямала», «родной язык». Это достигается приобщением учащихся к народной памяти.

            Цель программы: Развитие познавательной сферы школьников; воспитание любви к родному краю.

 

Задачи:

Создавать условия для развития познавательной активности школьников.

ü  Развивать интерес к жизни, быту, культуре, фольклору, обычаям коренных народов.

ü  Знакомить детей в интересной форме с играми народов севера.

ü  Познакомить детей северными писателями Ямала.

ü  Воспитывать чувство гордости за свой родной край.

ü  Формировать любовь к родному краю.

 

    Педагогическая целесообразность:

При организации занятий учитель может опираться на привычные для него формы и методы. Желательно, чтобы учитель подходил к проведению занятий творчески, заботясь об эмоциональном комфорте учащихся и воспитании чувств.

Одним из главных залогов успеха является атмосфера царящая на занятии: доброжелательные , доверительные отношения, удовлетворение потребности детей в сотрудничестве с учителем, обогащение мышления эмоциями, пробуждение любознательности, воспитание ответственности по отношению ко всему происходящему.

В достижении цели этих занятий определяющей является, конечно, личность педагога. Ребёнок должен быть уверен , что его учит добрый, умный, справедливый учитель, который понимает его и проявляет к нему интерес как к человеку. Только такой учитель сможет создать условия, позволяющие ребёнку лично участвовать .На каждом занятии для более глубокого осмысления материала автор рекомендует педагогу использовать дополнительные сведения об этнокультуре других народов, проводить занятия на двух языках – родном о русском. Это даёт возможность детям более свободно высказывать свои мысли и развивает языковое чутьё.

При подготовке к занятию для повышения его эффективности тщательно продумать вопросы беседы, наглядность. некоторые специальные приёмы. Например, нетрадиционную расстановку  парт или проведение занятий на ковре или шкурах, как в чуме. Перед занятием негромко, ненавязчиво должны звучать мелодии хантыйских песен. Желательно присутствие на занятии постоянных рубрик «Знаете ли вы, что…» , «Что бы это значило»

Для обучения взаимодействию, для раскрытия творческих возможностей ребёнка следует шире применять игровые ситуации, использовать неформальное общение, интерес к необычному,  реквизит .Разыгрывать речевые ситуации, сценки нравоучительного характера ( например, на занятиях по темам «Чум мой дом», «Моя семья», «Бабушкины сказки».

Активность, инициативность, организованность дети должны проявить в сюжетно = ролевых играх на занятиях по темам «Моя семья». «Колыбельные песни», «Поговорим о рыбе и рыбаках» Использование игр со звуками подражаниями рекомендуется на занятиях по темам «Колыбельные песни», «Природа и человек», «Мой папа – охотник» Применение элементов  соревновательности целесообразно на занятиях по темам «Из какого ты рода?», «Мой верный друг», «Поговорим о рыбе и рыбаках», проведение экскурсий в музей « Мама рукодельница (скроенное и сшитое мамой), «Сделано мастером, сделано с любовью»

Особые чувства и внимание вызывают у детей фильмы о родном крае, о буднях и праздниках в жизни хантыйской семьи. Это могут быть фильмы о древней письменности, о технологии изготовления одежды, о перекочёвках, народных играх и игрушках, о  Лапцуевских чтениях. Большой интерес вызывает у школьников выполнение общего творческого задания; сбор пословиц, игр, народных детских игрушек, загадок, родовых знаков, имён и фамилий людей, кличек животных, оформление альбомов, дерево моей семьи, создание карты «Маршруты кочевий моей семьи».Причём детям даётся возможность самим выбрать задание .При творческом использовании рекомендаций автора и примерных разработок уроков педагоги, ведущие кружки и факультативы, могут добиться значительных результатов в деле приобщения детей к культуре своего народа.

 

Условно содержание знаний о родном крае разделено на основные  блоки:

ü  Фольклор и игры

ü  Древние верования хантов

ü  Быт коренных жителей ЯНАО

ü  Природа  и человек

ü  Праздники  тайги и тундры

ü  Народный календарь

ü  Писатели  Ямала

         

Объем программы – 34 часа, по одному часу в неделю. Содержание программы не дублирует материал других образовательных дисциплин.

    Основными принципами работы программы является: гуманизм, взаимное уважение, доверие между участниками педагогического процесса.

        Для оптимального усвоения курса необходимы занятия, индивидуальная работа, диагностика (проводится в конце года в виде итоговых занятий)

                                        

Характеристика программы:

     Программы разработана с целью внедрения регионального компонента в работу с детьми 8-10л.

   В группе программа рассчитана на 34  занятия в год, (1 занятие в неделю), длительность одного занятия 40 минут.

Занятия построены блоками:

  • Знакомство с природой края
  • Фольклор народов Севера
  • Природа и человек
  • Народный календарь
  • Хантыйские песни и сказки
  • Одежда народности ханты
  • Древние верования
  • Писатели и поэты Ямала
  • Итоговое занятие

 

Перспективное планирование курса кружка в  группе направлено на получение элементарных  знаний о родном крае, писателях, обряды и  традиции народа, занятие людей  оленеводство, рыболовство, сказки и игры народов севера.

   Программа имеет целью обеспечить систематическую работу, создать целостный образовательно-воспитательный процесс.

Принципы отбора  основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

    Педагогический анализ знаний и умений детей проводится  в форме 2-х итоговых занятий  игра «Пойми меня»,  в  группе итоговое занятие «Коренные жители Ямала – ханты , их культура и язык»

    Работа по программе предполагает тесное сотрудничество с музыкальным руководителем при проведении развлечений, итоговых занятий.

Программа составлена с учетом реализации  межпредметных связей по разделам.

«Знакомство с художественной литературой»,  дети знакомятся со сказками, считалками, загадками народов Севера.

«Физическое  развитие» - разучивание подвижных игр народов Севера.

Условия реализации программы

    В кабинете  должен быть оформлен «Уголок Севера», где проводятся занятия. В наличии должен быть  демонстрационный, наглядный  материал по тематике занятия, чум. Изготовление альбома; хантыйские фамилии, имена, колыбельные песни, сочинения и рисунки, птицы тундры. Сбор хантыйских названий месяцев. Картинки с изображением одежды коренных жителей, изображение дома - чума, орнамента, изготовление хантыйской куклы. Разучивание песен, посещение музея, рисунки на северную тематику.

                                                 Содержание программы

                                                 Учебно-тематический план

n/n

                  Раздел, тема занятий

Количество часов

Форма занятий

Всего

Теория

Практика

 

Сентябрь

 

 

 

 

  1. 1.       

Знакомство с природой края

1. В краю родном, где отчий дом.

2.Чум – мой дом.

3.Моя семья.

4. «Из какого ты рода                                     5. Что обозначает  твоё  имя?

 

1

1

1

1

1

 

 

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рисование на тему «Моя земля»

2.Сбор загадок о чуме и домашних вещах.

3.Рисунок «Моя семья»

4. Изготовление альбома «Хантыйские фамилии»

5. Изготовление  альбома «Хантыйские имена»

 

Октябрь

 

 

 

 

  1. 2.       

Фольклор народов Севера

1.Колыбельные песни

2. Во что мы играем.

3. Я из тысяч оленей своего узнаю!

 

 

1

1

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

1.Изготовление альбома «Колыбельные песни. 2.Разучивание хантыйских игр, разгадывание головоломок.

3. Сбор загадок об олене, кличек животных, оленьих рогов, клейм и меток на ушах оленя

 

Ноябрь

 

 

 

 

  1. 3.       

Природа и человек

1.Мой верный друг.

2. Без нарты в тундре не прожить.

3. Природа и человек.

 

1

1

1

 

1

1

 

 

 

1

1.Сочинения и рисунки, посвящённые собакам. Сбор кличек собак.

2.Рисование нарт, сбор загадок о нартах.

3. Изготовление альбома «Птицы тундры»

 

Декабрь

 

 

 

 

  1. 4.       

Народный календарь

1. Народный календарь (осенне-зимний период)

2. Народный календарь (весенне-летний период)

3. Мой папа  -охотник.

4. Поговорим о рыбе и рыбаках.

 

 

 

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

 

 

 

 

1.Сбор  хантыйских названий месяцев.

2. Рисование сцен из жизни тундровиков.

3. Рисование на тему «Охота». Рисование следов зверей и птиц. Сбор загадок и пословиц об охоте

.4.Изготовление альбома «Рыбы севера» Сбор народных примет.

 

Январь

 

 

 

 

  1. 5.       

Хантыйские песни и сказки

1.Меткое слово народа

2.Бабушкины сказки.

3. Хантыйские народные песни.

 

1

1

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

  1. Изготовление альбома «Хантыйские загадки, пословицы, поговорки, скороговорки.
  2. Запись на видео сказок рассказываемых детьми
  3. Рисование на темы сюжетов старинных хантыйских песен.

 

Февраль

 

 

 

 

6.

Одежда народности ханты.

1.О чём может рассказать наша одежда (древняя «письменность» ненцев

2.  Языком орнамента.

3.Мама – рукодельница (скроенное и сшитое мамой)

4. Сделано мастером, сделано с любовью.

 

1

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

1

 

1

1

 

1

  1. Рисование национальной одежды
  2. Изготовление альбома «Хантыйские орнаменты»
  3. Шитьё одежды куклы –акань
  4. Рисование искусно сделанных предметов домашнего обихода, утвари, орудий промысла

 

Март

 

 

 

 

7.

Древние верования

1.Обряд «Медвежий праздник»

2.Древние верования хантов.

3.История нашей школы.

4. История создания учебников на хантыйском языке.

 

1

1

1

1

 

 

 

1

1

1

 

1

 

 

 

 

1.Игрище хантов

2. Изучение письменности 3.Сбор материалов о выпускниках школы для школьного музея

4.Встреча с авторами учебников

 

 

Апрель

 

 

 

 

8.

Писатели и поэты Ямала

1.Мы с Едэкой оба ненцы, мы с Едэкой схожи с сердцем.

2.Праздник «Вороний день»

3.Писатели  и поэты о Ямале.

 

1

1

1

 

 

 

 

 

1

1

1

1.Разучивание стихов Л.В.Лапцуя

2.Презентация , обряд

3.Изготовление альбома «Ямал в творчестве наших земляков»

 

Май

 

 

 

 

9.

Итоговое занятие

1.Родные напевы.

2. Наш край.

 3. «Пойми меня»

4. «Коренные жители Ямала – ханты, их культура и язык

 

 

1

1

1

 

 

1

1

1

1

1.Разучивание песен на хантыйском языке

2. Посещения музея

3.игра

4.Итоговое занятие

 

Итого:

34

18

16

 

                 

 

 

Прогнозируемая результативность

   Подведение итогов за учебный год проводится в форме итоговой диагностики в группе и итоговых занятий в группе.                               

   Методика проведения диагностики прилагается

 

Учащийся  должен знать:

  • Как называется край, в котором он живет
  • Коренные жители Ямала.
  • Какими профессиями занимаются ненцы, ханты?
  • Писатели  Ямала.
  • Игры народов Севера
  • Национальные игрушки своими руками
  • Сказки народов Севера
  • Древние верования хантов
  • Праздники: Проводы лебедя, День оленевода, Вороний праздник, Медвежий праздник.
  • Название месяцев
  • Несколько считалок, пословицы, поговорки, скороговорки.

 

 Рекомендуемая литература:

 

  1. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М «Ненцы уроки предков» научно-методическое пособие для педагогов и родителей. - ООО «Миралл» Санкт-Петербург. - 2005 г
  2. «Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России.2012. Ямало-ненецкий автономный округ» для учителей 1-4 классов».- изд-во «ФРЕГАТ», Санкт-Петербург, 2011 г.
  3. Приуральский  район на карте Ямало-Ненецкого автономного округа/кол. авторов. – Екатеринбург: Сред.-Урал.кн. изд-во, 2000. -336 с.:ил.
  4. Бакулина Т.И., Петрова В.П. Земля и люди Приуралья: Исторический очерк. - Екатеринбург: Сред.-Урал.кн. изд-во, 2003. -256 с.:ил.
  5. Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. – Томск: изд-во Том. университета, 2000, -248 с.: ил.
  6. Приуралье – жемчужина Ямала. Фотоальбом.
  7. Ямальский калейдоскоп. Учебное пособие по литературному чтению. 2 класс/ Л.В. Федорова. – Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН, 2003. – 152.: ил.
  8. Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: Пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ-интернатов. – СПБ.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. -95с.: ил.
  9. Няруй В.Н. Внеклассная работа в сельской школе Ямала. Методическое пособие для учителей и воспитателей школ-интернатов округа. – Салехард, 2002 г.
  10. Федорова Л.В. Родная литература (ненецкая, хантыйская, мансийская, селькупская, коми). Часть 1. – Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН. 1995. – 142 с.
  11. Приходько М., Приходько О. Хомани. (книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи, легенды). – СПБ.: Издательский дом «Светлячок», 2002 г. – 222 с.: ил.
  12. Ругин Р.П. Легенды и мифы народа ханты. – Екатеринбург: Сред. – Урал. кн. изд-во, 2003. – 336 с.
  13. ЯМАЛ: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: в 3 т. Том 1, 2, 3. – Салехард: Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета. 2004. – 368 с.: ил.

 

  1. Природа Ямала/колл. авторов. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995. -407 с.: ил.

        15.Книга для учителя хантыйской школы 5-9 классы.Москва.Издательский центр «Вентана –    Графф» 2007 автор Л.Г.Возелова, Г.Г.Попова.

        16. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Серия « Из опыта работы» Приоритетный   национальный проект «Образование» Салехард  2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

         Муниципальное  общеобразовательное   учреждение 

 школа – детский сад с. Катравож 

 

 

   Согласовано                                                                                                    Утверждаю

Зам.директора по ВР                                                          Директор МОУ школа –детский сад     

Зимонина С.Н.                                                                                            Колистратова  И.А.

«­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­___»__________2014 г.                                                             «__»________________2014 г.                        

 

 

 

                                   Рабочая  программа  внеурочной деятельности

                                       «Тундровичок» на  2014-15 учебный год

 

 

Руководитель:  Сметанина Лидия Анатольевна, учитель родного языка

Год составления: 2014 -15 учебный год

Вид и направление внеурочной деятельность: Познавательная деятельность

класс 3

Общее количество часов по плану   34

Количество часов в неделю  1

Рабочая программа  составлена на основе авторской в соответствии с планом внеурочной деятельности  и программой ФГОС начального общего образования (модифицированная)

«___»________2014г                                                                            _________________

                                                                                                                                подпись

 

Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов

 

«__»__________2014г

                                                                                                                            Протокол №___

Руководитель  ШМО Чупрова Евдокия Васильевна_______________________________

                                                                              

                                                                    

с. Катравож 2014г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Тундровичок» на 2014-2015 учебный год

            

                                                     Пояснительная записка 

  Программа дополнительного образования  «Тундровичок» разработана на основе научно-методического пособия В.Н. Няруй В., М. Сэрпиво «Ненцы уроки предков», и также на основе методического  пособия «Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России.2012. Ямало-ненецкий автономный округ» для учителей 1-4 классов», адресовано педагогам и призвано помочь в организации познавательной, исследовательской, продуктивной творческой деятельности детей.

   Программа  «Тундровичок» рекомендуется для работы с детьми 8-10 лет в  школьных учреждениях и адресована воспитателям, педагогам дополнительного образования. Продолжительность образовательного процесса – 1год.

  Программа «Тундровичок»  содержит опыт работы автора программы по приобщению детей к  региональному компоненту.

Усвоение детьми такого рода знаний уже на школьной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.

  Кроме того, материал кружка позволяет решать задачи экологического образования.

Существующие образовательные программы направлены на развитие мышления. Приобщение к сохранению национальных культур- одна из задач школы, которую невозможно решить без воспитания чувств.  Осуществить это можно, используя окружной базисный учебный план, его вариативную часть, которая предусматривает в числе прочих и факультативные занятия. Программа «Тундровичок» рассчитана на учащихся 2-4 классов сельских национальных школ, где учаться дети оленеводов и рыбаков,  имеется возможность более тесного общения детей с природой .

Программа предусматривает знакомство с самобытной национальной культурой, в том числе с некоторыми обрядами и обычаями, дизайном утвари и одежды, национальными играми, орудиями труда, основами технологии изготовления необходимых в быту вещей.

Кроме того, материал позволяет решать задачи экологического образования и нравственного воспитания с использованием традиций народной педагогики  хантов, складывавшихся веками. Учитель же призван помочь каждому учащемуся осознать свою роль в сохранении материальных и духовных ценностей хантыйского народа.

В содержание многих учебных и внеклассных занятий – методистов, авторов учебно – методических комплектов, учёных Е.Г.Сусой и В.Н.Няруй.

Направленность:

    Программа направлена на расширение познавательной сферы детей: знакомство с фольклором, играми, традициями и обычаями хантов. Приобщение детей разных национальностей, живущих на Ямале, к культуре коренных жителей Ямала станет одним из источников духовного обогащения.

 Концептуальная идея программы:

      Программа «Тундровичок» предназначена для изучения основ краеведения Ямало-Ненецкого автономного округа и является национально-региональным компонентом.   Богатейший материал о крае позволит нынешним  школьникам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает.

   Идеи регионализации в последнее время приобретают особое значение. Постепенно подход к изучению своего края изменился: растёт понимание его роли.

  Актуальность программы:

             Актуальность программы очевидна. Особенно актуальным данный курс является потому,  мы живем в ЯНАО. Мы  живем на этой северной земле. Называют ее суровым краем, «краем земли» (из хантыйской песни). С давних времен в заснеженной тундре, возле холодных рек жили люди. Эти добрые, красивые люди живут и сейчас рядом с нами – это ханты. Они хозяева этой земле. Мы должны знать традиции, обычаи, которые выработаны веками людьми, населяющими эту землю. Программа знакомит детей с традициями, бытом, жизнью, фольклором коренного населения Ямала. Расширение круга познания детей способствует формированию характера, интересов, основ нравственности и патриотизма. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Работа по программе призвана воспитывать уважение к традициям, обычаям своего народа.

    Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного села, города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному селу, городу, краю, наконец, к большой Родине.

Цель программы – правильная социальная ориентация во взрослой жизни, воспитание активной жизненной позиции, способности личного влияния на развитие малочисленных народов Севера.

Задача программы – способствовать лучшему осмыслению понятий  «человек», «семья», «родная земля» «тундра Ямала», «родной язык». Это достигается приобщением учащихся к народной памяти.

            Цель программы: Развитие познавательной сферы школьников; воспитание любви к родному краю.

 

Задачи:

Создавать условия для развития познавательной активности школьников.

ü  Развивать интерес к жизни, быту, культуре, фольклору, обычаям коренных народов.

ü  Знакомить детей в интересной форме с играми народов севера.

ü  Познакомить детей северными писателями Ямала.

ü  Воспитывать чувство гордости за свой родной край.

ü  Формировать любовь к родному краю.

 

    Педагогическая целесообразность:

При организации занятий учитель может опираться на привычные для него формы и методы. Желательно, чтобы учитель подходил к проведению занятий творчески, заботясь об эмоциональном комфорте учащихся и воспитании чувств.

Одним из главных залогов успеха является атмосфера царящая на занятии: доброжелательные , доверительные отношения, удовлетворение потребности детей в сотрудничестве с учителем, обогащение мышления эмоциями, пробуждение любознательности, воспитание ответственности по отношению ко всему происходящему.

В достижении цели этих занятий определяющей является, конечно, личность педагога. Ребёнок должен быть уверен , что его учит добрый, умный, справедливый учитель, который понимает его и проявляет к нему интерес как к человеку. Только такой учитель сможет создать условия, позволяющие ребёнку лично участвовать .На каждом занятии для более глубокого осмысления материала автор рекомендует педагогу использовать дополнительные сведения об этнокультуре других народов, проводить занятия на двух языках – родном о русском. Это даёт возможность детям более свободно высказывать свои мысли и развивает языковое чутьё.

При подготовке к занятию для повышения его эффективности тщательно продумать вопросы беседы, наглядность. некоторые специальные приёмы. Например, нетрадиционную расстановку  парт или проведение занятий на ковре или шкурах, как в чуме. Перед занятием негромко, ненавязчиво должны звучать мелодии хантыйских песен. Желательно присутствие на занятии постоянных рубрик «Знаете ли вы, что…» , «Что бы это значило»

Для обучения взаимодействию, для раскрытия творческих возможностей ребёнка следует шире применять игровые ситуации, использовать неформальное общение, интерес к необычному,  реквизит .Разыгрывать речевые ситуации, сценки нравоучительного характера ( например, на занятиях по темам «Чум мой дом», «Моя семья», «Бабушкины сказки».

Активность, инициативность, организованность дети должны проявить в сюжетно = ролевых играх на занятиях по темам «Моя семья». «Колыбельные песни», «Поговорим о рыбе и рыбаках» Использование игр со звуками подражаниями рекомендуется на занятиях по темам «Колыбельные песни», «Природа и человек», «Мой папа – охотник» Применение элементов  соревновательности целесообразно на занятиях по темам «Из какого ты рода?», «Мой верный друг», «Поговорим о рыбе и рыбаках», проведение экскурсий в музей « Мама рукодельница (скроенное и сшитое мамой), «Сделано мастером, сделано с любовью»

Особые чувства и внимание вызывают у детей фильмы о родном крае, о буднях и праздниках в жизни хантыйской семьи. Это могут быть фильмы о древней письменности, о технологии изготовления одежды, о перекочёвках, народных играх и игрушках, о  Лапцуевских чтениях. Большой интерес вызывает у школьников выполнение общего творческого задания; сбор пословиц, игр, народных детских игрушек, загадок, родовых знаков, имён и фамилий людей, кличек животных, оформление альбомов, дерево моей семьи, создание карты «Маршруты кочевий моей семьи».Причём детям даётся возможность самим выбрать задание .При творческом использовании рекомендаций автора и примерных разработок уроков педагоги, ведущие кружки и факультативы, могут добиться значительных результатов в деле приобщения детей к культуре своего народа.

 

Условно содержание знаний о родном крае разделено на основные  блоки:

ü  Фольклор и игры

ü  Древние верования хантов

ü  Быт коренных жителей ЯНАО

ü  Природа  и человек

ü  Праздники  тайги и тундры

ü  Народный календарь

ü  Писатели  Ямала

         

Объем программы – 34 часа, по одному часу в неделю. Содержание программы не дублирует материал других образовательных дисциплин.

    Основными принципами работы программы является: гуманизм, взаимное уважение, доверие между участниками педагогического процесса.

        Для оптимального усвоения курса необходимы занятия, индивидуальная работа, диагностика (проводится в конце года в виде итоговых занятий)

                                        

Характеристика программы:

     Программы разработана с целью внедрения регионального компонента в работу с детьми 8-10л.

   В группе программа рассчитана на 34  занятия в год, (1 занятие в неделю), длительность одного занятия 40 минут.

Занятия построены блоками:

  • Знакомство с природой края
  • Фольклор народов Севера
  • Природа и человек
  • Народный календарь
  • Хантыйские песни и сказки
  • Одежда народности ханты
  • Древние верования
  • Писатели и поэты Ямала
  • Итоговое занятие

 

Перспективное планирование курса кружка в  группе направлено на получение элементарных  знаний о родном крае, писателях, обряды и  традиции народа, занятие людей  оленеводство, рыболовство, сказки и игры народов севера.

   Программа имеет целью обеспечить систематическую работу, создать целостный образовательно-воспитательный процесс.

Принципы отбора  основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

    Педагогический анализ знаний и умений детей проводится  в форме 2-х итоговых занятий  игра «Пойми меня»,  в  группе итоговое занятие «Коренные жители Ямала – ханты , их культура и язык»

    Работа по программе предполагает тесное сотрудничество с музыкальным руководителем при проведении развлечений, итоговых занятий.

Программа составлена с учетом реализации  межпредметных связей по разделам.

«Знакомство с художественной литературой»,  дети знакомятся со сказками, считалками, загадками народов Севера.

«Физическое  развитие» - разучивание подвижных игр народов Севера.

Условия реализации программы

    В кабинете  должен быть оформлен «Уголок Севера», где проводятся занятия. В наличии должен быть  демонстрационный, наглядный  материал по тематике занятия, чум. Изготовление альбома; хантыйские фамилии, имена, колыбельные песни, сочинения и рисунки, птицы тундры. Сбор хантыйских названий месяцев. Картинки с изображением одежды коренных жителей, изображение дома - чума, орнамента, изготовление хантыйской куклы. Разучивание песен, посещение музея, рисунки на северную тематику.

                                                 Содержание программы

                                                 Учебно-тематический план

n/n

                  Раздел, тема занятий

Количество часов

Форма занятий

Всего

Теория

Практика

 

Сентябрь

 

 

 

 

  1. 6.       

Знакомство с природой края

1. В краю родном, где отчий дом.

2.Чум – мой дом.

3.Моя семья.

4. «Из какого ты рода                                     5. Что обозначает  твоё  имя?

 

1

1

1

1

1

 

 

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рисование на тему «Моя земля»

2.Сбор загадок о чуме и домашних вещах.

3.Рисунок «Моя семья»

4. Изготовление альбома «Хантыйские фамилии»

5. Изготовление  альбома «Хантыйские имена»

 

Октябрь

 

 

 

 

  1. 7.       

Фольклор народов Севера

1.Колыбельные песни

2. Во что мы играем.

3. Я из тысяч оленей своего узнаю!

 

 

1

1

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

1.Изготовление альбома «Колыбельные песни. 2.Разучивание хантыйских игр, разгадывание головоломок.

3. Сбор загадок об олене, кличек животных, оленьих рогов, клейм и меток на ушах оленя

 

Ноябрь

 

 

 

 

  1. 8.       

Природа и человек

1.Мой верный друг.

2. Без нарты в тундре не прожить.

3. Природа и человек.

 

1

1

1

 

1

1

 

 

 

1

1.Сочинения и рисунки, посвящённые собакам. Сбор кличек собак.

2.Рисование нарт, сбор загадок о нартах.

3. Изготовление альбома «Птицы тундры»

 

Декабрь

 

 

 

 

  1. 9.       

Народный календарь

1. Народный календарь (осенне-зимний период)

2. Народный календарь (весенне-летний период)

3. Мой папа  -охотник.

4. Поговорим о рыбе и рыбаках.

 

 

 

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

 

 

 

 

1.Сбор  хантыйских названий месяцев.

2. Рисование сцен из жизни тундровиков.

3. Рисование на тему «Охота». Рисование следов зверей и птиц. Сбор загадок и пословиц об охоте

.4.Изготовление альбома «Рыбы севера» Сбор народных примет.

 

Январь

 

 

 

 

  1. 10.   

Хантыйские песни и сказки

1.Меткое слово народа

2.Бабушкины сказки.

3. Хантыйские народные песни.

 

1

1

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

  1. Изготовление альбома «Хантыйские загадки, пословицы, поговорки, скороговорки.
  2. Запись на видео сказок рассказываемых детьми
  3. Рисование на темы сюжетов старинных хантыйских песен.

 

Февраль

 

 

 

 

6.

Одежда народности ханты.

1.О чём может рассказать наша одежда (древняя «письменность» ненцев

2.  Языком орнамента.

3.Мама – рукодельница (скроенное и сшитое мамой)

4. Сделано мастером, сделано с любовью.

 

1

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

1

 

1

1

 

1

  1. Рисование национальной одежды
  2. Изготовление альбома «Хантыйские орнаменты»
  3. Шитьё одежды куклы –акань
  4. Рисование искусно сделанных предметов домашнего обихода, утвари, орудий промысла

 

Март

 

 

 

 

7.

Древние верования

1.Обряд «Медвежий праздник»

2.Древние верования хантов.

3.История нашей школы.

4. История создания учебников на хантыйском языке.

 

1

1

1

1

 

 

 

1

1

1

 

1

 

 

 

 

1.Игрище хантов

2. Изучение письменности 3.Сбор материалов о выпускниках школы для школьного музея

4.Встреча с авторами учебников

 

 

Апрель

 

 

 

 

8.

Писатели и поэты Ямала

1.Мы с Едэкой оба ненцы, мы с Едэкой схожи с сердцем.

2.Праздник «Вороний день»

3.Писатели  и поэты о Ямале.

 

1

1

1

 

 

 

 

 

1

1

1

1.Разучивание стихов Л.В.Лапцуя

2.Презентация , обряд

3.Изготовление альбома «Ямал в творчестве наших земляков»

 

Май

 

 

 

 

9.

Итоговое занятие

1.Родные напевы.

2. Наш край.

 3. «Пойми меня»

4. «Коренные жители Ямала – ханты, их культура и язык

 

 

1

1

1

 

 

1

1

1

1

1.Разучивание песен на хантыйском языке

2. Посещения музея

3.игра

4.Итоговое занятие

 

Итого:

34

18

16

 

                 

 

 

Прогнозируемая результативность

   Подведение итогов за учебный год проводится в форме итоговой диагностики в группе и итоговых занятий в группе.                               

   Методика проведения диагностики прилагается

 

Учащийся  должен знать:

  • Как называется край, в котором он живет
  • Коренные жители Ямала.
  • Какими профессиями занимаются ненцы, ханты?
  • Писатели  Ямала.
  • Игры народов Севера
  • Национальные игрушки своими руками
  • Сказки народов Севера
  • Древние верования хантов
  • Праздники: Проводы лебедя, День оленевода, Вороний праздник, Медвежий праздник.
  • Название месяцев
  • Несколько считалок, пословицы, поговорки, скороговорки.

 

 Рекомендуемая литература:

 

  1. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М «Ненцы уроки предков» научно-методическое пособие для педагогов и родителей. - ООО «Миралл» Санкт-Петербург. - 2005 г
  2. «Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России.2012. Ямало-ненецкий автономный округ» для учителей 1-4 классов».- изд-во «ФРЕГАТ», Санкт-Петербург, 2011 г.
  3. Приуральский  район на карте Ямало-Ненецкого автономного округа/кол. авторов. – Екатеринбург: Сред.-Урал.кн. изд-во, 2000. -336 с.:ил.
  4. Бакулина Т.И., Петрова В.П. Земля и люди Приуралья: Исторический очерк. - Екатеринбург: Сред.-Урал.кн. изд-во, 2003. -256 с.:ил.
  5. Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. – Томск: изд-во Том. университета, 2000, -248 с.: ил.
  6. Приуралье – жемчужина Ямала. Фотоальбом.
  7. Ямальский калейдоскоп. Учебное пособие по литературному чтению. 2 класс/ Л.В. Федорова. – Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН, 2003. – 152.: ил.
  8. Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: Пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ-интернатов. – СПБ.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. -95с.: ил.
  9. Няруй В.Н. Внеклассная работа в сельской школе Ямала. Методическое пособие для учителей и воспитателей школ-интернатов округа. – Салехард, 2002 г.
  10. Федорова Л.В. Родная литература (ненецкая, хантыйская, мансийская, селькупская, коми). Часть 1. – Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН. 1995. – 142 с.
  11. Приходько М., Приходько О. Хомани. (книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи, легенды). – СПБ.: Издательский дом «Светлячок», 2002 г. – 222 с.: ил.
  12. Ругин Р.П. Легенды и мифы народа ханты. – Екатеринбург: Сред. – Урал. кн. изд-во, 2003. – 336 с.
  13. ЯМАЛ: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: в 3 т. Том 1, 2, 3. – Салехард: Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета. 2004. – 368 с.: ил.

 

  1. Природа Ямала/колл. авторов. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995. -407 с.: ил.

        15.Книга для учителя хантыйской школы 5-9 классы.Москва.Издательский центр «Вентана –    Графф» 2007 автор Л.Г.Возелова, Г.Г.Попова.

        16. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Серия « Из опыта работы» Приоритетный   национальный проект «Образование» Салехард  2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 Муниципальное  общеобразовательное   учреждение 

 школа – детский сад с. Катравож 

 

 

   Согласовано                                                                                                    Утверждаю

Зам.директора по ВР                                                          Директор МОУ школа –детский сад     

Зимонина С.Н.                                                                                            Колистратова  И.А.

«­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­___»__________2014 г.                                                             «__»________________2014 г.                       

 

 

 

                                   Рабочая  программа  внеурочной деятельности

                                       «Тундровичок» на  2014-15 учебный год

 

 

Руководитель:  Сметанина Лидия Анатольевна, учитель родного языка

Год составления: 2014 -15 учебный год

Вид и направление внеурочной деятельность: Познавательная деятельность

класс 4

Общее количество часов по плану   34

Количество часов в неделю  1

Рабочая программа  составлена на основе авторской в соответствии с планом внеурочной деятельности  и программой ФГОС начального общего образования (модифицированная)

«___»________2014г                                                                            _________________

                                                                                                                                подпись

 

Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов

 

«__»__________2014г

                                                                                                                            Протокол №___

Руководитель  ШМО Чупрова Евдокия Васильевна_______________________________

                                                                             

                                                                     

с. Катравож 2014г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Тундровичок» на 2014-2015 учебный год

            

                                                     Пояснительная записка 

  Программа дополнительного образования  «Тундровичок» разработана на основе научно-методического пособия В.Н. Няруй В., М. Сэрпиво «Ненцы уроки предков», и также на основе методического  пособия «Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России.2012. Ямало-ненецкий автономный округ» для учителей 1-4 классов», адресовано педагогам и призвано помочь в организации познавательной, исследовательской, продуктивной творческой деятельности детей.

   Программа  «Тундровичок» рекомендуется для работы с детьми 8-10 лет в  школьных учреждениях и адресована воспитателям, педагогам дополнительного образования. Продолжительность образовательного процесса – 1год.

  Программа «Тундровичок»  содержит опыт работы автора программы по приобщению детей к  региональному компоненту.

Усвоение детьми такого рода знаний уже на школьной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий.

  Кроме того, материал кружка позволяет решать задачи экологического образования.

Существующие образовательные программы направлены на развитие мышления. Приобщение к сохранению национальных культур- одна из задач школы, которую невозможно решить без воспитания чувств.  Осуществить это можно, используя окружной базисный учебный план, его вариативную часть, которая предусматривает в числе прочих и факультативные занятия. Программа «Тундровичок» рассчитана на учащихся 2-4 классов сельских национальных школ, где учаться дети оленеводов и рыбаков,  имеется возможность более тесного общения детей с природой .

Программа предусматривает знакомство с самобытной национальной культурой, в том числе с некоторыми обрядами и обычаями, дизайном утвари и одежды, национальными играми, орудиями труда, основами технологии изготовления необходимых в быту вещей.

Кроме того, материал позволяет решать задачи экологического образования и нравственного воспитания с использованием традиций народной педагогики  хантов, складывавшихся веками. Учитель же призван помочь каждому учащемуся осознать свою роль в сохранении материальных и духовных ценностей хантыйского народа.

В содержание многих учебных и внеклассных занятий – методистов, авторов учебно – методических комплектов, учёных Е.Г.Сусой и В.Н.Няруй.

Направленность:

    Программа направлена на расширение познавательной сферы детей: знакомство с фольклором, играми, традициями и обычаями хантов. Приобщение детей разных национальностей, живущих на Ямале, к культуре коренных жителей Ямала станет одним из источников духовного обогащения.

 Концептуальная идея программы:

      Программа «Тундровичок» предназначена для изучения основ краеведения Ямало-Ненецкого автономного округа и является национально-региональным компонентом.   Богатейший материал о крае позволит нынешним  школьникам расширить свой кругозор и с любовью относится ко всему, что их окружает.

   Идеи регионализации в последнее время приобретают особое значение. Постепенно подход к изучению своего края изменился: растёт понимание его роли.

  Актуальность программы:

             Актуальность программы очевидна. Особенно актуальным данный курс является потому,  мы живем в ЯНАО. Мы  живем на этой северной земле. Называют ее суровым краем, «краем земли» (из хантыйской песни). С давних времен в заснеженной тундре, возле холодных рек жили люди. Эти добрые, красивые люди живут и сейчас рядом с нами – это ханты. Они хозяева этой земле. Мы должны знать традиции, обычаи, которые выработаны веками людьми, населяющими эту землю. Программа знакомит детей с традициями, бытом, жизнью, фольклором коренного населения Ямала. Расширение круга познания детей способствует формированию характера, интересов, основ нравственности и патриотизма. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Работа по программе призвана воспитывать уважение к традициям, обычаям своего народа.

    Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного села, города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному селу, городу, краю, наконец, к большой Родине.

Цель программы – правильная социальная ориентация во взрослой жизни, воспитание активной жизненной позиции, способности личного влияния на развитие малочисленных народов Севера.

Задача программы – способствовать лучшему осмыслению понятий  «человек», «семья», «родная земля» «тундра Ямала», «родной язык». Это достигается приобщением учащихся к народной памяти.

            Цель программы: Развитие познавательной сферы школьников; воспитание любви к родному краю.

 

Задачи:

Создавать условия для развития познавательной активности школьников.

ü  Развивать интерес к жизни, быту, культуре, фольклору, обычаям коренных народов.

ü  Знакомить детей в интересной форме с играми народов севера.

ü  Познакомить детей северными писателями Ямала.

ü  Воспитывать чувство гордости за свой родной край.

ü  Формировать любовь к родному краю.

 

    Педагогическая целесообразность:

При организации занятий учитель может опираться на привычные для него формы и методы. Желательно, чтобы учитель подходил к проведению занятий творчески, заботясь об эмоциональном комфорте учащихся и воспитании чувств.

Одним из главных залогов успеха является атмосфера царящая на занятии: доброжелательные , доверительные отношения, удовлетворение потребности детей в сотрудничестве с учителем, обогащение мышления эмоциями, пробуждение любознательности, воспитание ответственности по отношению ко всему происходящему.

В достижении цели этих занятий определяющей является, конечно, личность педагога. Ребёнок должен быть уверен , что его учит добрый, умный, справедливый учитель, который понимает его и проявляет к нему интерес как к человеку. Только такой учитель сможет создать условия, позволяющие ребёнку лично участвовать .На каждом занятии для более глубокого осмысления материала автор рекомендует педагогу использовать дополнительные сведения об этнокультуре других народов, проводить занятия на двух языках – родном о русском. Это даёт возможность детям более свободно высказывать свои мысли и развивает языковое чутьё.

При подготовке к занятию для повышения его эффективности тщательно продумать вопросы беседы, наглядность. некоторые специальные приёмы. Например, нетрадиционную расстановку  парт или проведение занятий на ковре или шкурах, как в чуме. Перед занятием негромко, ненавязчиво должны звучать мелодии хантыйских песен. Желательно присутствие на занятии постоянных рубрик «Знаете ли вы, что…» , «Что бы это значило»

Для обучения взаимодействию, для раскрытия творческих возможностей ребёнка следует шире применять игровые ситуации, использовать неформальное общение, интерес к необычному,  реквизит .Разыгрывать речевые ситуации, сценки нравоучительного характера ( например, на занятиях по темам «Чум мой дом», «Моя семья», «Бабушкины сказки».

Активность, инициативность, организованность дети должны проявить в сюжетно = ролевых играх на занятиях по темам «Моя семья». «Колыбельные песни», «Поговорим о рыбе и рыбаках» Использование игр со звуками подражаниями рекомендуется на занятиях по темам «Колыбельные песни», «Природа и человек», «Мой папа – охотник» Применение элементов  соревновательности целесообразно на занятиях по темам «Из какого ты рода?», «Мой верный друг», «Поговорим о рыбе и рыбаках», проведение экскурсий в музей « Мама рукодельница (скроенное и сшитое мамой), «Сделано мастером, сделано с любовью»

Особые чувства и внимание вызывают у детей фильмы о родном крае, о буднях и праздниках в жизни хантыйской семьи. Это могут быть фильмы о древней письменности, о технологии изготовления одежды, о перекочёвках, народных играх и игрушках, о  Лапцуевских чтениях. Большой интерес вызывает у школьников выполнение общего творческого задания; сбор пословиц, игр, народных детских игрушек, загадок, родовых знаков, имён и фамилий людей, кличек животных, оформление альбомов, дерево моей семьи, создание карты «Маршруты кочевий моей семьи».Причём детям даётся возможность самим выбрать задание .При творческом использовании рекомендаций автора и примерных разработок уроков педагоги, ведущие кружки и факультативы, могут добиться значительных результатов в деле приобщения детей к культуре своего народа.

 

Условно содержание знаний о родном крае разделено на основные  блоки:

ü  Фольклор и игры

ü  Древние верования хантов

ü  Быт коренных жителей ЯНАО

ü  Природа  и человек

ü  Праздники  тайги и тундры

ü  Народный календарь

ü  Писатели  Ямала

         

Объем программы – 34 часа, по одному часу в неделю. Содержание программы не дублирует материал других образовательных дисциплин.

    Основными принципами работы программы является: гуманизм, взаимное уважение, доверие между участниками педагогического процесса.

        Для оптимального усвоения курса необходимы занятия, индивидуальная работа, диагностика (проводится в конце года в виде итоговых занятий)

                                        

Характеристика программы:

     Программы разработана с целью внедрения регионального компонента в работу с детьми 8-10л.

   В группе программа рассчитана на 34  занятия в год, (1 занятие в неделю), длительность одного занятия 40 минут.

Занятия построены блоками:

  • Знакомство с природой края
  • Фольклор народов Севера
  • Природа и человек
  • Народный календарь
  • Хантыйские песни и сказки
  • Одежда народности ханты
  • Древние верования
  • Писатели и поэты Ямала
  • Итоговое занятие

 

Перспективное планирование курса кружка в  группе направлено на получение элементарных  знаний о родном крае, писателях, обряды и  традиции народа, занятие людей  оленеводство, рыболовство, сказки и игры народов севера.

   Программа имеет целью обеспечить систематическую работу, создать целостный образовательно-воспитательный процесс.

Принципы отбора  основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной группы к другой, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

    Педагогический анализ знаний и умений детей проводится  в форме 2-х итоговых занятий  игра «Пойми меня»,  в  группе итоговое занятие «Коренные жители Ямала – ханты , их культура и язык»

    Работа по программе предполагает тесное сотрудничество с музыкальным руководителем при проведении развлечений, итоговых занятий.

Программа составлена с учетом реализации  межпредметных связей по разделам.

«Знакомство с художественной литературой»,  дети знакомятся со сказками, считалками, загадками народов Севера.

«Физическое  развитие» - разучивание подвижных игр народов Севера.

Условия реализации программы

    В кабинете  должен быть оформлен «Уголок Севера», где проводятся занятия. В наличии должен быть  демонстрационный, наглядный  материал по тематике занятия, чум. Изготовление альбома; хантыйские фамилии, имена, колыбельные песни, сочинения и рисунки, птицы тундры. Сбор хантыйских названий месяцев. Картинки с изображением одежды коренных жителей, изображение дома - чума, орнамента, изготовление хантыйской куклы. Разучивание песен, посещение музея, рисунки на северную тематику.

                                                 Содержание программы

                                                 Учебно-тематический план

n/n

                  Раздел, тема занятий

Количество часов

Форма занятий

Всего

Теория

Практика

 

Сентябрь

 

 

 

 

  1. 11.   

Знакомство с природой края

1. В краю родном, где отчий дом.

2.Чум – мой дом.

3.Моя семья.

4. «Из какого ты рода                                     5. Что обозначает  твоё  имя?

 

1

1

1

1

1

 

 

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рисование на тему «Моя земля»

2.Сбор загадок о чуме и домашних вещах.

3.Рисунок «Моя семья»

4. Изготовление альбома «Хантыйские фамилии»

5. Изготовление  альбома «Хантыйские имена»

 

Октябрь

 

 

 

 

  1. 12.   

Фольклор народов Севера

1.Колыбельные песни

2. Во что мы играем.

3. Я из тысяч оленей своего узнаю!

 

 

1

1

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

1

 

 

 

 

 

1.Изготовление альбома «Колыбельные песни. 2.Разучивание хантыйских игр, разгадывание головоломок.

3. Сбор загадок об олене, кличек животных, оленьих рогов, клейм и меток на ушах оленя

 

Ноябрь

 

 

 

 

  1. 13.   

Природа и человек

1.Мой верный друг.

2. Без нарты в тундре не прожить.

3. Природа и человек.

 

1

1

1

 

1

1

 

 

 

1

1.Сочинения и рисунки, посвящённые собакам. Сбор кличек собак.

2.Рисование нарт, сбор загадок о нартах.

3. Изготовление альбома «Птицы тундры»

 

Декабрь

 

 

 

 

  1. 14.   

Народный календарь

1. Народный календарь (осенне-зимний период)

2. Народный календарь (весенне-летний период)

3. Мой папа  -охотник.

4. Поговорим о рыбе и рыбаках.

 

 

 

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

 

 

 

 

1.Сбор  хантыйских названий месяцев.

2. Рисование сцен из жизни тундровиков.

3. Рисование на тему «Охота». Рисование следов зверей и птиц. Сбор загадок и пословиц об охоте

.4.Изготовление альбома «Рыбы севера» Сбор народных примет.

 

Январь

 

 

 

 

  1. 15.   

Хантыйские песни и сказки

1.Меткое слово народа

2.Бабушкины сказки.

3. Хантыйские народные песни.

 

1

1

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

1

 

 

 

  1. Изготовление альбома «Хантыйские загадки, пословицы, поговорки, скороговорки.
  2. Запись на видео сказок рассказываемых детьми
  3. Рисование на темы сюжетов старинных хантыйских песен.

 

Февраль

 

 

 

 

6.

Одежда народности ханты.

1.О чём может рассказать наша одежда (древняя «письменность» ненцев

2.  Языком орнамента.

3.Мама – рукодельница (скроенное и сшитое мамой)

4. Сделано мастером, сделано с любовью.

 

1

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

1

 

1

1

 

1

  1. Рисование национальной одежды
  2. Изготовление альбома «Хантыйские орнаменты»
  3. Шитьё одежды куклы –акань
  4. Рисование искусно сделанных предметов домашнего обихода, утвари, орудий промысла

 

Март

 

 

 

 

7.

Древние верования

1.Обряд «Медвежий праздник»

2.Древние верования хантов.

3.История нашей школы.

4. История создания учебников на хантыйском языке.

 

1

1

1

1

 

 

 

1

1

1

 

1

 

 

 

 

1.Игрище хантов

2. Изучение письменности 3.Сбор материалов о выпускниках школы для школьного музея

4.Встреча с авторами учебников

 

 

Апрель

 

 

 

 

8.

Писатели и поэты Ямала

1.Мы с Едэкой оба ненцы, мы с Едэкой схожи с сердцем.

2.Праздник «Вороний день»

3.Писатели  и поэты о Ямале.

 

1

1

1

 

 

 

 

 

1

1

1

1.Разучивание стихов Л.В.Лапцуя

2.Презентация , обряд

3.Изготовление альбома «Ямал в творчестве наших земляков»

 

Май

 

 

 

 

9.

Итоговое занятие

1.Родные напевы.

2. Наш край.

 3. «Пойми меня»

4. «Коренные жители Ямала – ханты, их культура и язык

 

 

1

1

1

 

 

1

1

1

1

1.Разучивание песен на хантыйском языке

2. Посещения музея

3.игра

4.Итоговое занятие

 

Итого:

34

18

16

 

                 

 

 

Прогнозируемая результативность

   Подведение итогов за учебный год проводится в форме итоговой диагностики в группе и итоговых занятий в группе.                               

   Методика проведения диагностики прилагается

 

Учащийся  должен знать:

  • Как называется край, в котором он живет
  • Коренные жители Ямала.
  • Какими профессиями занимаются ненцы, ханты?
  • Писатели  Ямала.
  • Игры народов Севера
  • Национальные игрушки своими руками
  • Сказки народов Севера
  • Древние верования хантов
  • Праздники: Проводы лебедя, День оленевода, Вороний праздник, Медвежий праздник.
  • Название месяцев
  • Несколько считалок, пословицы, поговорки, скороговорки.

 

 Рекомендуемая литература:

 

  1. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М «Ненцы уроки предков» научно-методическое пособие для педагогов и родителей. - ООО «Миралл» Санкт-Петербург. - 2005 г
  2. «Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России.2012. Ямало-ненецкий автономный округ» для учителей 1-4 классов».- изд-во «ФРЕГАТ», Санкт-Петербург, 2011 г.
  3. Приуральский  район на карте Ямало-Ненецкого автономного округа/кол. авторов. – Екатеринбург: Сред.-Урал.кн. изд-во, 2000. -336 с.:ил.
  4. Бакулина Т.И., Петрова В.П. Земля и люди Приуралья: Исторический очерк. - Екатеринбург: Сред.-Урал.кн. изд-во, 2003. -256 с.:ил.
  5. Сязи А.М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. – Томск: изд-во Том. университета, 2000, -248 с.: ил.
  6. Приуралье – жемчужина Ямала. Фотоальбом.
  7. Ямальский калейдоскоп. Учебное пособие по литературному чтению. 2 класс/ Л.В. Федорова. – Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН, 2003. – 152.: ил.
  8. Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: Пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ-интернатов. – СПБ.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. -95с.: ил.
  9. Няруй В.Н. Внеклассная работа в сельской школе Ямала. Методическое пособие для учителей и воспитателей школ-интернатов округа. – Салехард, 2002 г.
  10. Федорова Л.В. Родная литература (ненецкая, хантыйская, мансийская, селькупская, коми). Часть 1. – Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН. 1995. – 142 с.
  11. Приходько М., Приходько О. Хомани. (книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи, легенды). – СПБ.: Издательский дом «Светлячок», 2002 г. – 222 с.: ил.
  12. Ругин Р.П. Легенды и мифы народа ханты. – Екатеринбург: Сред. – Урал. кн. изд-во, 2003. – 336 с.
  13. ЯМАЛ: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа: в 3 т. Том 1, 2, 3. – Салехард: Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета. 2004. – 368 с.: ил.

 

  1. Природа Ямала/колл. авторов. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995. -407 с.: ил.

        15.Книга для учителя хантыйской школы 5-9 классы.Москва.Издательский центр «Вентана –    Графф» 2007 автор Л.Г.Возелова, Г.Г.Попова.

        16. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Серия « Из опыта работы» Приоритетный   национальный проект «Образование» Салехард  2010.