Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа-детский сад с. Катравож

 

 

 

 Согласовано                                                                                                                                                                                                             Утверждаю

 Зам. директора по УР                                                                                                                                                                                               Директор МОУ Школа с. Катравож

 

 ______________________                                                                                                                                                                                                ______________________

  «___»  ____________ 2014г.                                                                                                                                                                                     «___» ____________ 2014 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

дополнительного образования

 По: «Северное многоборье»

 Учитель Бухаров Иван Михайлович

 Год составления:  2014 – 2015 учебный год

 Класс:5-9

 Общее количество часов по плану: 35

 Количество часов в неделю:2

 Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой по физической культуре. Национальные виды спорта: учебная программа для обучающихся общеобразовательных школ в рамках третьего часа урока физической культуры. - Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2014. - 28 с. Автор-составитель: А.В. Жернаков, тренер-преподаватель высшей квалификационной категории.

 

 

«___» _________________2014г.                                                                             ____________________

               (подпись учителя)

 

 Рассмотрено на заседании

ШМО_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 «___» _________________2014г.                                                                                  Протокол №________________________

 Руководитель ШМО ______________________                                                              ___________________________________

                                      (фамилия, имя, отчество)                                                                                       (подпись)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время во всех регионах Российской Федерации возрастает интерес к своей этнокультуре, национальным обычаям, усиливается работа по сохранению народных традиций. Современное общество стремится возродить национальную культуру, тем самым укрепить национальное самосознание составляющих его этносов.

Цель программы - ознакомление обучающихся с национальными видами спорта, которые развиваются в Ямало-Ненецком

автономном округе.

Задачи программы

• укрепление здоровья подрастающего поколения;

• повышение физической подготовленности детей;

• ознакомление обучающихся с национальными видами спорта;

• разучивание основ техники выполнения некоторых упражнений национальных видов спорта;

• воспитание моральных и волевых качеств личности.

 

Программа содержит рекомендации по содержанию учебного процесса и рассчитана на 35 недель с 5-го по 9-й классы. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность обучения - 1 год.

Продолжительность одного занятия два академических часа.

Наполняемость учебной группы не более 15 человек.

К занятиям допускаются только дети, прошедшие медицинскую комиссию и допущенные врачами – специалистами к занятиям данным видам спорта.

Основными формами обучения являются групповые и индивидуальные теоретические и практические занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжительность курса в 5-9 классе: 35 академических часов.

Продолжительность занятий: 2 часа в неделю в течение года.

 

Учебно - тематический план

 

 

 

Раздел

1

2

3

Всего часов за год

Часы

 4 ч

 30 ч

1 ч

35 ч.

 

 

 

 

 

5-9 класс

 

Основы знаний о национальных видах спорта (теоретическая

подготовка)

Развитие умений и навыков

 

Соревнования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса.

 

№ п/п

Тема

5 – 9 класс

Распределение учебного времени в часах

1

Основы знаний о национальных видах спорта» (теоретическая подготовка)

4

1.1.

Техника безопасности во время занятий национальными

видами спорта

1

1.2.

Возникновение, становление национальных видов спорта

в ЯНАО

1

1.3.

Правила соревнований по национальным видам спорта

1

1.4.

Рекорды ЯНАО по национальным видам спорта

1

2

Развитие умений и навыков

30

2.1.

Прыжки через нарты

10

2.2.

Тройной национальный прыжок

12

2.3.

Перетягивание палки

3

2.4.

Метание  тынзяна  на  хорей

5

3

Соревнование

1

3.1.

Соревнование по северному многоборью

1

 

Итого:

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса по северному многоборью

 

урока

План

Факт

Тема урока

Элементы содержания

Средства и методы обучения

Требования к уровню

подготовленности

обучающихся

Контроль двигательных действий

 

 

Основы знаний о национальных видах спорта

1

 

 

Техника безопасности во время занятий национальными

видами спорта

Правила поведения обучающихся и требования техники безопасности на уроке в спортивном зале или на улице. Требования к спортивной форме, к инвентарю, которые применяется на занятиях национальными видами спорта.

 

 

 

2

 

 

Возникновение, становление национальных видов спорта

в ЯНАО

Физическая культура в системе общей культуры народов Севера. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. История, путь становления национальных видов спорта. Уровень развития национальных видов спорта в Ямало-Ненецком автономном округе в настоящее время.

 

 

 

3

 

 

Правила соревнований по национальным видам спорта

Правила выполнения упражнений, соответствующие конкретному виду спорта. Терминология, название инвентаря и оборудования. Разрядные требования тех видов, в которых присваиваются спортивные разряды.

 

 

 

4

 

 

Рекорды ЯНАО по национальным видам спорта

Рекорды и лучшие результаты в каждом виде. Действующие рекордсмены Ямало-Ненецкого автономного округа.

 

 

 

Прыжки через нарты

5

 

 

Обучение безостановочному преодолению двух-трех нарт.

Подвижная игра «Удочка»

Развитие двигательного навыка: техника выполнения разворота

При разучивании техники разворота используется индивидуальный метод. Игры, включающие в себя прыжки с разбега преодоления нарт.

 

 

6

 

 

Освоение техники приземления между нартами.

Подвижная игра «Зайцы»

Закрепление двигательного навыка: техника. Упражнения: прыжки через нарты, мячи, гимнастические скамейки.

 

 

7

 

 

Обучение преодолению одной, двух, трех  нарт. Обучение отдельно повороту.

Совершенствование физических качеств: сила мышц стопы и мышц голени, развитие координационных способностей, общей выносливости.

 

 

8

 

 

Обучение преодолению одной, двух, трех  нарт. Обучение отдельно повороту. Подвижная игра « Кенгуру».

 

 

9

 

 

Обучение безостановочному прыжку  через  пять и  десять нарт.

Повторять прыжки в длину  и высоту с разбега (см. упр. для тройного прыжка).

 

 

10

 

 

Обучение безостановочному прыжку  через  пять и  десять нарт.

Подвижная игра «Переправа через болото»

 

 

11

 

 

Обучение технике перехода через нарту.

Прыжки через гимнастические палки, скамейки, мячи, с одновременным  отталкиванием с двух ног.

 

 

12

 

 

Обучение технике перехода через нарту.

Подвижная игра «Прыжки в мешках».

 

 

13

 

 

Обучение технике прыжков через нарты в целом цикле.

Прыжки на одной ноге через препятствия. Повторять имитационные  прыжки через мячи, гимнастические скамейки с последующим  бегом по кругу (залу).

 

 

14

 

 

Обучение технике прыжков через нарты в целом цикле.

 

 

 

Тройной национальный прыжок

15

 

 

Обучение первому прыжку с места, толчком с двух ног.

Подвижная игра «Удочка»

Разучивание двигательного навыка: техника одного прыжка толчком двух ног с разбега

Упражнения: прыжки с отягощением (гантели,

блины), с сопротивлением внешней среды (на

матах, на песке, земле); различные многоскоки.

Игры, включающие в себя прыжки с разбега

Прыжки на правой и на левой ноге на расстояние от 10 м до 30м  (10,20,30м) Толчковый бег на дистанцию 10м, 20м, 30 м Прыжки на месте, толчком с двух ног, держась за гимнастическую стенку (кол-во прыжков за 1О с, 20 с, ЗО с) и т.д,

Прыжки через  скакалку (кол-во за 15 сек, 30 сек, 60 сек, 1 мин, за 1О мин.).

 

 

16

 

 

Обучение с разбегу для первого прыжка, толчком с двух ног.

 

 

 

 

17

 

 

Обучение разбегу для первого прыжка, толчком с двух ног.

Подвижная игра «Зайцы»

 

 

 

18

 

 

Обучение двум прыжкам без остановки с места.

Подвижная игра « Кенгуру».

Разучивание двигательного навыка: техника тройного прыжка толчком двух ног с разбега. Многоскоки, многократные прыжки на двух  ногах, прыжки в низком  приседе.

 

 

19

 

 

Обучение трем прыжкам без остановки с места.

 

 

20

 

 

Обучение трем прыжкам без остановки с места.

Подвижная игра «Переправа через болото»

 

 

21

 

 

Обучение двум прыжкам слитно с разбега.

Повторять прыжки в длину с разбега (меняя разбег). Прыгать через веревочку, обозначая полет, меняя расстояние от толчка, или же высоту вёревочки от 50 до 70 см.

 

 

22

 

 

Обучение двум прыжкам слитно с разбега.

Подвижная игра «Прыжки в мешках».

 

 

 

23

 

 

Обучение  трем прыжкам слитно с разбега.

Развитие физических качеств: скоростно - силовые способности, ловкости, силы мышц бедра, плечевого пояса

 

 

 

24

 

 

Обучение  трем прыжкам слитно с разбега.

Подвижная игра «Удержись на бревне»

 

 

 

25

 

 

Обучение  правильному приземлению на каждом прыжке и технике выполнения отдельного прыжка.

Прыжки через одно, два, три препятствия толчком двух ног (можно использовать козла, коня, мячи, гимнастические палки, веревки на высоте до 20 см; на улице - флажки, кусты, кочки, шины и др. предметы).

 

 

 

26

 

 

Обучение  правильному приземлению на каждом прыжке и технике выполнения отдельного прыжка.

 

 

 

Перетягивание палки

27

 

 

Работа  с  лыжным  эспандером, силовым  эспандером, резиновым  жгутом.

Подвижная игра «Вытяни из круга»

Совершенствование двигательного навыка: техника выполнения соревновательного упражнения

Упражнения: Выполнение упражнения в целом. Применение соревновательного метода

 

 

28

 

 

Работа  на тренажере.

Соревновательная игра «Перетягивание каната»

Развитие физических качеств: развитие становой силы

 

  

29

 

 

Перетягивание палки

Соревновательная игра «Кто сильнее».

Развитие морально-волевых качеств

 

 

Метание  тынзяна  на  хорей

30

 

 

Научить производить витки тынзея для раскрывающей петли.

Прыжки на одной, на двух ногах с продвижением вперед. Дистанция - 30 м, 50 м, ‚

 Сгибание и разгибание рук  лежа на гимнастической  скамейке, полу, у   гимнастической стенки и т.д.

Перетягивание  палки, сидя  на полу, одной и двумя руками, опираясь о ступни партнёра

Метание набивного  мяча. Упражнения на перекладине,  на гимнастической  стенке (висы, подъёмы, подтягивания.)  

 

 

 

31

 

 

Научить  сматывать  тынзей  целиком

 

 

 

32

 

 

Производить правильный бросок первого мотка тынзея с костяшкой.

 

 

 

33

 

 

Научить свободно,  выпускать второй моток тынзея  за  броском первого.

 

 

 

34

 

 

Научить правильно,  держать кисть руки при  броске. Научить метанию тынзея  10 – 11 лет с 10метров; 12 -13 лет  с 11  метров мальчики и с 10 метров девочки.

 

 

 

Соревнования

35

 

 

Соревнование по северному многоборью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

5 – 9 классы

Направление деятельности учителя

Средства и методы обучения

Прыжки через нарты

 

1. Развитие и закрепление двигательного навыка: техника выполнения разворота.

2. Разучивание и закрепление двигательного навыка: техника преодоления нарт, высота преодоления нарт.

3. Совершенствование физических качеств:

сила мышц стопы и мышц голени, развитие координационных способностей, общей и

специальной выносливости.

 

Упражнения: прыжки через нарты, мячи,

гимнастические скамейки, поставленные друг на друга.

Методы: групповой, фронтальный, элементы

соревнования.

При разучивании техники разворота использование индивидуального метода.

Метод целостно-конструктивного упражнения.

Игры: эстафеты включающие в себя прыжки с разбега, игры с элементами прыжков толчком двумя ногами.

Тройной национальный прыжок

1. Разучивание и совершенствование двигательного навыка: техника одного прыжка толчком двух ног с разбега.

2. Разучивание двигательного навыка: техника

тройного прыжка толчком двух ног с разбега, техника выполнения соревновательного упражнения.

3. Развитие физических качеств: скоростно-силовые способности, ловкости, силы мышц бедра, плечевого пояса.

4. Развитие морально-волевых качеств.

Упражнения: прыжки с отягощением (гантели, блины), с сопротивлением внешней среды (на матах, на песке, земле); различные многоскоки.

Метод: применение упражнения в целом.

Фронтальный, групповой, элементы соревнования. Метод целостно-конструктивного упражнения.

Эстафеты с применением тройного прыжка. Игры, включающие в себя прыжки с разбега.

 

Перетягивание палки

1. Совершенствование двигательного навыка:

техника выполнения соревновательного

упражнения

2. Развитие физических качеств: развитие становой силы

3. Развитие морально-волевых качеств

Упражнения: выполнение упражнения в целом.

Применение соревновательного метода

Подвижные игры

В основной школе подвижные игры служат для разнообразия учебного процесса, создания позитивной атмосферы на уроке. Обучающий характер игр имеет меньшее значение, чем в начальной школе

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В основной школе основными задачами урока физической культуры, в рамках предлагаемой программы, является закрепление и совершенствование основ техники выполнения национальных видов спорта.

Подводящие упражнения к освоению техники разбега:

1. Выполнение прыжка толчком двух ног с разбега в один шаг. Ученик становится на расстоянии собственного длинного шага от стартовой линии. Исходное положение - стойка в шаге, такое же, как в последней фазе разбега. Толчковая

нога впереди (предположим левая). Центр тяжести тела резко переносится с правой на левую ногу, производится прыжок толчковой ногой к линии старта. Одновременно с движением тела руки резко выносятся вперёд. Затем следует

первый прыжок тройного национального прыжка. Во время отработки этого упражнения достаточно выполнять только первый из трёх прыжков. Данное упражнение обучает так называемому напрыгиванию к стартовой линии - одной из ключевых фаз разбега.

2. То же упражнение выполняется уже с двух шагов. В начале обучения темп выполнения низкий. В процессе закрепления навыка темп возрастает.

3. Это же упражнение выполняется с трёх шагов и производится все три прыжка тройного национального прыжка.

4. Обучение с полного разбега. Методика подбора длины разбега аналогична подбору длинны разбега в классическом прыжке.

У девушек и юношей на первом этапе обучения результат тройного прыжка с разбега будет примерно таким же, как и результат прыжка с места, а зачастую и меньше. Это вполне нормальное явление. В процессе закрепления и совершенствовании

техники результат прыжка с разбега будет увеличиваться. Чем технически и физически более подготовлен обучающийся, тем больше разница в результате этих двух показателей.

В старших классах, когда обучающиеся уже обладают достаточной физической подготовленностью и освоят технику выполнения разбега, следует обратить внимание на специфические особенности тройного национального прыжка. Это

разбег и первый прыжок. В классическом легкоатлетическом тройном прыжке дальность прыжка напрямую зависит от скорости разбега. В тройном национальном прыжке, напротив, чрезмерная скорость разбега не позволит правильно произвести

приземление после первого прыжка, что повлечёт за собой искажение техники выполнения второго и третьего прыжков. Соответственно результат будет не таким, каким должен быть. Оптимальное сочетание скорости разбега и силы первого

прыжка возможно найти только на практике. Эту задачу предполагается решать не раньше 8-го класса. Всё зависит от подготовленности обучающихся.

Алгоритм действий учителя и учеников при изучении техники выполнения тройного

национального прыжка по годам обучения.

5-й класс: первое полугодие - разучивание одного прыжка толчком двух ног с разбега, второе полугодие - разучивание тройного прыжка толчком двух ног с разбега.

6-й класс: закрепление техники выполнения тройного прыжка с разбега, развитие физических качеств.

С 7-го по 9-й класс: совершенствование техники выполнения тройного прыжка с разбега, развитие физических качеств.

Без достаточной физической подготовленности очень сложно освоить правильную технику выполнения соревновательного упражнения. Это относится и к прыжкам через нарты, и к тройному национальному прыжку. Не исключено,

что в старших классах будет необходимо применять технологию обучения в малых группах. Группы формируются по принципу аналогичного уровня физической подготовленности.

Последовательность действий учителя по годам обучения при изучении техники

 выполнения прыжков через нарты.

5-й класс: первое полугодие - закрепление техники преодоления нарт, второе полугодие - разучивание техники выполнения разворота после преодоления десяти нарт.

6-й класс: закрепление техники преодоления нарт, техники разворота после преодоления десяти нарт, развитие физически качеств.

7-й класс: первое полугодие - закрепление техники преодоления нарт, второе полугодие - закрепление техники разворота, развитие физически качеств.

С 8-го по 9-й класс: первое полугодие - совершенствование техники преодоления нарт, техники разворота, второе полугодие - закрепление техники высоты преодоления нарт, разучивание техники дыхания.

Основные ошибки, которые могут возникнуть при овладении техникой прыжков через нарты: неодновременное отталкивание, боковой перенос ног, чрезмерная высота преодоления снаряда. Учитель должен своевременно замечать и исправлять ошибки, так как исправить технически неверно закреплённое движение крайне сложно.

 

В 5-9-х классах основное направление деятельности обучающихся в виде спорта «перетягивание палки» направлено на совершенствование техники выполнения и развитие физических качеств. Занятия по перетягиванию палки

возможно проводить в соревновательной форме. Уроки физической культуры в основной школе по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как по типу комплексных уроков, где решается несколько задач, так и по типу тематических уроков, перед которыми ставится одна основная образовательная задача. С целью более рационального использования времени урока в старших классах возможно совмещать закрепление техники прыжков через нарты и совершенствовать технику выполнения тройного национального прыжка. Сочетание тематических уроков возможно использовать в середине или конце учебного года, когда обучающиеся

пройдут этап разучивания основ техники.

Структура урока по национальным видам спорта имеет традиционную форму. Разделение состава класса по гендерному признаку возможно с 7-го по 9-й классы. Причин разделения класса на мальчиков и девочек можно привести много, остановлюсь на одной из них. Это различные размеры нарт, у юношей и девушек они различаются. В соответствии с правилами соревнований по северному многоборью у девушек и юношей одни размеры нарт в возрастной группе 10-11 лет (30*50*30). У мальчиков с 12 до 15 лет размеры нарт 40*60*40, девушки начинают соревноваться через такие нарты только с 14 лет. Предлагаем в рамках данной программы не следовать правилам северного многоборья и установить следующие размеры нарт. Мальчики и девочки в четвёртом классе начинают практическое обучение прыжкам через нарты размером 30*50*30. Девочки и девушки продолжают совершенствование в данном виде спорта на нартах этого размера до итоговой аттестации в 9-м классе. Юноши с 7-го класса обучаются на нартах размером 40*60*40. В сельских школах немало ребят, которые занимаются в спортивных школах и имеют спортивные разряды по северному многоборью. Такие обучающиеся могут совершенствовать свои умения на нартах, соответствующим правилам соревнований.

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

(ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ)

 

Итоговая аттестация предусматривается в 9-м классе, в конце учебного года обучающиеся 9-го класса должны:

 

Знать:

- правила поведения во время урока в спортивном зале и на улице;

- требования, предъявляемые к спортивной форме;

- связь физических упражнений с трудовой деятельностью коренных народов Севера;

- терминологию разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;

- правила соревнований изученных национальных видах спорта.

- действующие рекорды Ямало-Ненецкого автономного округа в тройном прыжке и прыжках через нарты.

 

Уметь:

- правильно выполнять физические упражнения на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

- взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе урока.

 

Владеть двигательными умениями навыками, уметь выполнять:

- технически правильно прыжки через нарты;

- прыжки через нарты, не производя остановку между ними;

- технически верно поворот (правило 5 секунд, движение ног);

- технически правильно тройной национальный прыжок;

- уметь индивидуально подбирать разбег;

- владеть правильной техникой перетягивания палки.

 

Иметь определённую физическую подготовленность:

- в каждом классе в конце учебного года обучающиеся сдают практический зачёт для определения уровня физической подготовленности. Нормативы изложены в приложении №1.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Зачётные нормативы по национальным видам спорта

для обучающихся общеобразовательных учреждений

мальчиков (м), девочек (д)*.

 

Вид спорта

 

4 класс

5 класс

6 класс

7класс

8 класс

9 класс

 

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м

д

Прыжки через

нарты

10

5

20

10

30

15

40

20

50

25

60

25

 

Тройной национальный

прыжок

 

4,40

3,70

4,70

4,00

5,00

4,30

5,70

4,80

6,20

5,30

6,70

5,60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Размеры нарт: девочки и девушки - 30*50*30 см; мальчики 4,5,6-х классов -30*50*30 см; юноши 7,8,9-х классов - 40*60*40 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

С целью увлекательного и интересного изучения программного материала на уроках физической культуры в начальных классах необходимо использовать подвижные игры. При подборе игры необходимо учитывать:

  • педагогические задачи, поставленные на данном занятии;
  • учет положительного переноса двигательного навыка; физиологические особенности обучающихся;
  • психологические особенности различного пола;
  • количественный состав обучающихся;
  • место проведения занятия (зал, естественные условия среды).

Особое значение уделяют подготовке инвентаря, так как от этого зависит результат игры. Инвентарь должен быть красочным и заметным в игре, по размеру и весу он должен соответствовать силам играющих, а количество инвентаря

необходимо предусмотреть заранее. Лучше хранить его у места проведения, но раздавать и расставлять инвентарь только после объяснения правил игры. Необходимо помнить о возрастных особенностях занимающихся и состоянии здоровья. Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Важное значение имеет своевременность окончания игры. Необходимо определить момент окончания игры. Как только появятся первые признаки утомления, игру следует заканчивать. Игру можно прекратить через определённое время, заранее установленное перед началом, однако окончание игры не должно быть неожиданным для обучающихся. По окончанию игры руководитель должен объявить её результаты. Отметить участников, наиболее хорошо справившихся с заданием. Для успешного проведения занятий необходимо соблюдать требования по технике безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических норм.

В приложении №2 представлены некоторые игры из авторской работы тренера-преподавателя по северному многоборью и учителя физической культуры Тазовской школы-интерната Петра Никитича Богуна «Игра как основа национальных видов спорта».

 

ИГРЫ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РАЗВИВАЮЩИЕ НАВЫК ПРЫЖКА

Удочка

К концу верёвки привязывают мешочек с песком. Обучающиеся становятся в круг. Учитель или один из учеников находится внутри круга, держит свободный конец веревки и, вращая её, старается задеть мешочком кого-либо из ребят. Играющие подпрыгивают, пропуская мешочек под ногами. Тот, кого мешочек заденет два или три раза (в зависимости от условий), выходит из игры. Вращать верёвку нужно так, чтобы мешочек почти не отрывался от пола. Побеждает тот, кто ни разу на задел мешочек при подпрыгивании. Главное условие - подпрыгивать необходимо одновременным толчком двух ног.

 

Зайцы

Класс разделяется на две-три команды и выстраиваются в колонну у стартовой линии. По команде дети начинают передвигаться прыжками толчком двумя ногами к месту разворота. Обратно возвращаются тем же способом и передают

эстафету касанием рукой плеча следующего игрока. Расстояние от стартовой линии до места разворота от 6 до 10 метров в зависимости от возраста. Побеждает та команда, которая раньше выполнит задание.

 

 

Кенгуру

Учитель ставит несколько гимнастических скамеек в ряд на расстоянии ЗО^Ю сантиметров, имитируя расстановку нарт к соревнованиям. Класс разделяется на две команды и выстраивается в колонну у правого и левого края первой скамейки.

По команде обучающиеся начинают перепрыгивать через скамейки толчком двух ног. Обратно возвращаются бегом и передают право на старт другому игроку, касаясь его рукой. Побеждает та команда, которая раньше выполнит задание.

Переправа через болото

Учитель рисует круги неправильной формы, которые обозначают кочки. Расположить «кочки» следует в виде ломаной линии на разном расстоянии друг от друга, но при условии, что обучающиеся смогут допрыгнуть до них, производя прыжок двумя ногами. Последняя «кочка» располагается на расстоянии максимального прыжка. Дети выстраиваются в колонну и начинают переправу. Не допрыгнувший до кочки получает штрафной балл. Побеждает обучающийся, набравший наименьшее количество штрафных баллов. В предложенных играх учителю необходимо обращать особое внимание на качество выполнения прыжков. Прыжки должны выполняться одновременным отталкиванием обеих ног. Данные игры является своеобразным подготовительным упражнением к тройному национальному прыжку и прыжкам через нарты.

Прыжки в мешках

Игра проводится в виде эстафеты. Две команды выстраиваются в колонну. Первый участник начинает движение прыжками толчком двух ног до фишки, обозначающей поворот. Обратно возвращаются таким же способом. Передаёт право на старт другому игроку, отдавая ему мешок, в котором выполнял прыжки. Побеждает та команда, которая раньше выполнит задание.

 

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ,

НЕОБХОДИМЫХ В ПЕРЕТЯГИВАНИИ ПАЛКИ

 

Вытяни из круга

Для игры нужна верёвка или тонкий канат с двумя петлями на концах. Играют по двое, чертится круг диаметром 3 метра. Петлю надевают на шею и плечи, становятся на четвереньки и по команде начинают вытягивать друг друга из круга. Кто переберётся за линию круга - побеждает. Даётся три попытки. Проводить игру нужно на нетвёрдой поверхности, например на гимнастических матах. Можно начертить несколько кругов, чтобы в игре приняли участие большее количество обучающихся.

Перетягивание каната

Класс делится на две команды. Чертятся три линии на расстоянии двух метров друг от друга. Две крайние линии обозначают линию старта для команд. Дети берут в руки канат таким образом, чтобы первый участник в колонне находился у стартовой линии. По команде учителя команды стараются вытянуть другую команду на себя. Выигрывает та команда, которая вытянет первого игрока в другой команде до центральной линии.

Кто сильнее

Игра является вариацией соревновательного упражнения. Играют две пары обучающихся. Исходное положение такое же, как в правилах соревнований, только за одну палку держатся четыре игрока, по два с каждой стороны доски.

 

 

 

 

ИГРЫ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РАЗВИВАЮЩИЕ

КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ

Удержись на бревне

Для игры необходимы несколько частей бревна распиленных вдоль длинной стороны 40-50 сантиметров. Можно использовать другие неустойчивые предметы, например, наполовину накачанные баскетбольные мячи. Участники становятся на эти неустойчивые предметы на расстоянии чуть ближе вытянутой руки друг от друга. Задача - своими действиями: толчками, рывками рук вывести из равновесия соперника и вынудить его коснутся пола ногой.

Не сойди с бруска

У каждой команды должно быть по три бруска длинной, шириной и высотой двадцать сантиметров. Положив два бруска на линию старта, обучающиеся становятся на них ногами. Третий брусок держат в руке. По сигналу игроки, по одному от каждой команды, не сходя с брусков, кладут третий брусок перед собой и переступают на него ногой. Освободившийся брусок перекладывают вперёд и переступают на него. Так постепенно участники передвигаются к финишу, находящемуся на расстоянии 5-7 метров от линии старта. Побеждает тот, кто первым дойдёт до финиша, ни разу не оступившись.

Выталкивание палкой

Для игры требуются две палки длиной 120-150 сантиметров, диаметром 45 сантиметров. Двое игроков берут в руки палки и становятся на гимнастическую скамейку на расстоянии чуть меньшем вытянутой руки. Положение палок по отношению друг к другу - крест на крест. По команде учителя каждый игрок старается ударом палки о палку партнёра вывести его из равновесия. Проигрывает тот, кто коснётся пола ногой. Игра предназначена для обучающихся основной школы.

Бой тетеревов

Два игрока находятся в круге диаметром два метра. Исходное положение - стоя на одной ноге, руки скрещены на груди и прижаты к телу. По команде игроки начинают выталкивать друг друга за пределы круга. Побеждает тот, что вытолкнет

соперника из круга или заставит его опустить на пол второй ногу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             Приложение 3

Правила  северного многоборья

 

Северное многоборье делится по видам для мужчин и женщин.

 

  Мужчины: - метание тынзея    на хорей;

                     - бег с палкой по пересеченной местности;

                     - тройной прыжок с одновременным отталкиванием ног;

                     - метание топора на дальность;

                     - прыжки через нарты.

    Женщины:- бег с палкой по пересеченной местности;

                   - тройной  национальный  прыжок с одновременным отталкиванием ног;

                   - прыжки через нарты;

                    - метание  тынзея  на  хорей.

 

По характеру соревнования делятся  на  личные, командные и лично-командные.

 

По возрастному критерию участники делятся на следующие группы:

 - младшая детская группа- 9-11 лет;

- старшая детская группа-12-13 лет;

- юношеские группы: а) младшие-14-15 лет и  б) старшие- 16-17 лет;

- группа взрослых – 18 лет и старше.

Правилами соревнований определены традиционные  для многих видов спорта права и обязанности участников соревнований, а также функциональные обязанности представителя  команды и ее капитана.

 

Составы судейских бригад различаются по  видам.

    Метание топора: старший судья на линии метания пора; секретарь; судья при участниках; судьи-измерители дальности полета топора (трое на участке до 100 м и трое участке от 100 м и более); судья-информатор на поле; информатор на линии метания топора.

     Метание тынзея на хорей: старший судья; судья на линии метания тынзея; секретарь; судья при участниках; судья-информатор; судья у стойки  хорея.

     Прыжки  через нарты: старший судья; судья по технике выполнения упражнения, судья-счетчик количества прыжков; секретарь; два боковых, которые фиксируют нарушения спортсменом  пятисекундного времени, судья при участниках, судья-информатор.

    Тройной прыжок с одновременным отталкиванием двух ног: старший судья; судья на линии начала прыжков; судьи-измерители (двое); секретарь; судья-информатор.

     Бег с палкой по пересеченной местности: старший судья; судья-стартер; судья хронометрист на старте; судья при участниках на старте; судьи на финише; секретарь на финише; судья-информатор начальник дистанции и судьи контролеры.

 

Подсчет по видам северного многоборья носит следующий характер:1 место - 1 очко,

 2 место - 2 очка, З место - З очка, 4 место -4 очка и т.д. Участнику, показавшему нулевой результат, дается последнее место (по количеству участников соревнований в данном виде многоборья) и плюс 2 штрафных очка и 10 штрафных очков за неучастие в соревнованиях по данному виду.

Победитель в северном многоборье определяется по наименьшей сумме очков по всем видам многоборья. В командном  первенстве побеждает команда, набравшая наименьшую сумму очков  (по числу зачетных участников).

 

Тройной национальный прыжок проводится по следующим правилам:

- состоит из 3-х прыжков, выполняемых последовательно без остановок, отталкиванием одновременно двумя ногами; последнее приземление осуществляется на обе ноги;

- участник имеет право на попытки, в зачет идет лучший результат;

-прыжки можно выполнять с места или с разбега (по желанию участника);

-результат прыжка определяется путем измерения кратчайшего расстояния от бруска первоначального отталкивания до ближайшей точки соприкосновения любой частью тела с землей.

- время на подготовку 2 мин;

- участник выходит на выполнение прыжка по вызову  судьи и начинает прыжок по его команде голосом « можно» и поднятием флажка вверх.

        Прыжок не засчитывается, если:

- участник выполнил прыжки без команды судьи «можно»;

- отталкивание в любом из прыжков произведено одной ногой;

- при отталкивании сделал заступ (наступил на линию);

- после окончания выполнения прыжков участник вышел из сектора назад (нужно вперед);

- наступил на линию двухметрового коридора.

Судья объявляет «нет» и производит повторные отмашки внизу или поднимает белый флажок.

                                                                                                            

 

Правила прыжков через нарты:

-  прыжки выполняются с одновременным отталкиванием двух ног с места;

-  нарты расставляются строго по прямой линии,  их положение отмечается известью или другим материалом, не создающими участнику помех, чтобы было видно, сдвинуты нарты или нет;

-  нарты должны быть пронумерованы с боковых сторон;

-  каждый участник имеет право на З попытки, в зачет идет лучший результат из 3-х попыток;

- участники выполняют прыжки поочередно, согласно записи в протоколе (очередность устанавливается жеребьевкой), по одной попытке прыгают все участники, а затем в таком же порядке  приступают ко второй попытке и т.д.;

- участник выходит на исходную позицию по  вызову  судьи  и  начинает выполнять прыжки только с разрешения судьи;

- разрешается произвести перенос ног через нарты только прямо перед собой;

-участник, преодолевший 10 нарт, приземляется на обе ступни перпендикулярно нартам, прыжком делает поворот на 180 ° обязательно с одновременным отталкиванием двух ног, на поворот дается 5 сек. (отсчет времени производится с момента приземления после преодоления последней нарты до момента отталкивания для преодоления нарты),

- прыжки через нарты выполняются участником до   первой ошибки

- перед началом прыжков  до команды судьи имеет право передвигать, переступать ногами, подпрыгивать на месте. Прыгать в спортивной обуви, кроме чешек. Прыгать босиком разрешается.

 

Судья прекращает прыжки если:

- во время преодоления нарт спортсмен сделал остановку  между  ними, т.е. сбился с ритма прыжков;

- нарушил  правило, 5 сек на   повороте;

- сдвинул нарту с места любой частью тела;

- совершил переступание или передвижение стоп;

-произвёл перенос ног через нарты разведением их в правую или левую сторону;

- коснулся нарт руками или любой частью тела выше пояса;

-самостоятельно прекратил прыжки.

                                            

 

При метании тынзея на хорей необходимо придерживаться следующих правил:

- участник имеет право на три попытки;

- в каждой из трех попыток метание продолжается до первого промаха, т.е. с первым промахом попытка считается законченной;

- в зачет идет лучший результат из 3-х попыток 1

- участник выступает со своим  тынзеем;

- участник выходит на линию броска по вызову судьи “на старт’ и метает по команде “можно”;

- на выполнение одного броска дается две минуты (отсчет времени производится с команды судьи “можно”);

- для набора тынзея участнику дается время З минуты;

- участник собирает тынзей без помощи постороннего;

- разрешается помогать участнику только при растягивании тынзея;

- результат броска тынзея засчитывается, если участник в пределах правил произвел бросок, не заступил линию круга и хорей оказался накрытым тынзеем (внутри петли); при этом судья объявляет “есть” и поднимает флажок вверх;

- участнику разрешается входить в круг только по разрешению судьи;

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

1. Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: Методическое пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ-интернатов: - СПб: Просвещение, 2004 г.

2. Ковалъко В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 2 класс: Игровой подход. - М.: ВАКО, 2010 г. - 224 с.

3. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2008 г.

4. ХолодовЖ.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 г. - 480 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. AbcSport.ru [Электронный ресурс]: информационный спортивный портал. - Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.abcsport.ru. - Загл. с экрана.

2. fisio.ru [Электронный ресурс]: информационно-справочный сайт о здоровом образе жизни и физическом совершенствовании. - Электрон, дан. – Режим доступа: http://www.fisio.ru/fisioinschool.html. - Загл. с экрана.

3. iPULSAR [Электронный ресурс]: информационный портал. - Электрон, дан. - Режим доступа: http://ipulsar.net. -Загл. с экрана.

4. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.school.edu.ru. - Загл. с экрана.

5. Самарский областной центр новых информационных технологий при аэрокосмическом университете [Электронный ресурс]: официальныйсайт: информационные технологии обучения в преподавании физической культуры.- Электрон, дан. - Режим доступа: http://cnit.ssau.ru/do/articles/fizo/fizol. -Загл. с экрана.