Муниципальное общеобразовательное учреждение

Школа - детский сад с. Катравож

 

 

Согласовано

Зам.директора по ВР

С.Н. Зимонина

 «___»____________2014 г.

 

Утверждаю

Директор МОУ Школа с .Катравож

И.А. Колистратова

«___»____________2014 г.


Рабочая программа

дополнительного образования

По: «Мини-футбол»

Учитель: Кельчин Александр Александрович

Год  составления: 2014-2015 учебный год

Класс: 1

Общее количество часов по плану: 35

Рабочая программа составлена на основании комплексной программы физического воспитания 1 – 11 классы., авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2008 г.

 

     

«___»____________________2014 г.

_________________

 

(подпись учитель)

Рассмотрено на заседании ШМО учителей физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ

 

«___»____________________2014 г.                                                         Протокол №_________________

 

 Руководитель ШМО_______________________________                                            

_________________

                                        (фамилия, имя, отчество)

(подпись)

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа составлена на основании примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и комплексной программы по физическому воспитанию, адаптирована для занятий в общеобразовательной школе.

Программа служит основным документом для построения многолетней подготовки фут­болистов и содействия успешному решению задач физического воспитания школьного возраста. В данной программе представлено содержание работы на этапе начальной подготовки.

Футбол - одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр. Футбо­лом в России занимается большое количество взрослых, юношей и детей.

Футбол - подлинно атлетическая игра. Она способствует развитию быстроты, выносли­вости, силы и прыгучести, а также ловкости.

В игре футболист выполняет чрезвычайно высокую по нагрузке работу, что способствует повышению уровня функциональных возможностей человека, воспитывает морально-волевые качества. Разнообразная и большая по объему двигательная деятельность, осуществляемая в ве­роятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, бы­строты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения и их биохимической рациональности. Двигатель­ная координация является фундаментом успеха в различных видах спорта, особенно в тех, в ко­торых окончательный результат обуславливается высоким уровнем технической подготовлен­ности.

«На всем пути, от новичка до рекордсмена мира, ученик должен увеличивать и умножать двигательный опыт, свой арсенал навыков». (Н.Г. Озолин, 2003 г.)

Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. По-настоящему ловкий игрок может выполнить целый каскад финтов или какой-то отдельный трюк, забить гол из труднейшей ситуации.

Ловкость футболиста проявляется, прежде всего, в действиях с мячом и без мяча, в посто­янно меняющихся ситуациях на футбольном поле. Передвижения, связанные с ведением, обвод­кой, отбором и ударами по мячу, требуют от игрока самого широкого проявления координаци­онных возможностей. Если к этому добавить, что двигательная и техническая деятельность футболиста протекает в условиях единоборства и различных исходных позах (удары через себя, в подкате, удары головой в прыжке), в постоянно меняющихся условиях игры (дождь, жара, травяное, гаревое, земляное поле, естественное и искусственное освещение и прочее), то станет понятным насколько важен для эффективной игровой деятельности футболистов высокий уро­вень развития качества ловкости. От того, насколько хорошо игрок владеет собственным двига­тельным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности, зависит быстрота, точность и своевременность выполнения приемов.

Естественно, что широкие координационные возможности должны быть заложены еще в детском и юношеском возрасте.

Мини-футбол является средством активного отдыха для всех категорий населения. Уси­ление внимания к развитию футбола совпадает с необходимостью решения такой актуальной задачи, как совершенствование всех составных звеньев системы подготовки резервов по футбо­лу в Российской Федерации в целях дальнейшего повышения мастерства отечественных футбо­листов.

Цель программы: создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий, при­витию занимающимся любви к избранному виду спорта, интереса к регулярным занятиям и рос­ту их спортивного мастерства;

  1. обеспечение всесторонней физической подготовки членов секции;
  2. максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимо­связи и единстве;
  3. на основе высокой общей и целенаправленной специальной физической подготовки за­нимающихся постоянно совершенствовать их техническую подготовку и уровень трени­рованности;
  4. организация систематической воспитательной работы; профилактика асоциального поведения;
  5. развитие личности ребенка;
  6. привитие спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, преданно­сти своему коллективу;
  7. укрепление здоровья занимающихся, соблюдение ими требований личной и обществен­ной гигиены;
  8. систематическое проведение спортивных соревнований и активное участие в них членов секций.

В соответствии с целями формируются задачи предмета:

  • овладеть техническими приемами игры, повышение тактического мастерства занимающихся;
  • уметь применять на практике тактические и технические приемы; обеспечить полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность футболистов.
  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избран­ного вида спорта и использования их в качестве средств укрепления здоровья и форми­рования основ индивидуального образа жизни;
  • совершенствование функциональных возможностей организма посредством направлен­ной спортивно - рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
  • воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллектив­ном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности.

Преимущество данной программы заключается в том, что она может применяться для подготов­ки футболистов в общеобразовательных школах и системе дополнительного образования. Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 35 учебно-тренировочных занятия.

В процессе обучения используются следующие методы: общепедагогические (словесные и на­глядные), специфические (методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревно­вательный).

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой, круго­вой и поточной форм учебной работы занимающихся.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  • Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
  • Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Разделы подготовки

Количество часов

1

Теоретическая подготовка

2

2

Общая физическая подготовка

10

3

Специальная физическая подготовка

8

4

Техническая подготовка

8

5

Тактическая подготовка

5

6

Соревнования

2

7

Общее количество часов

35

 

Содержание учебного материала

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

кол-во часов

дата

Основные вопросы, понятия

Планируемые результаты

Примечание

план

факт

 

 

 

 

Теоретическая подготовка (2 ч)

 

Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.

1

 

 

Спортивная форма, режим занятий, нагрузка и отдых на занятии.

Ознакомление с правилами безопасного поведения в спортивном зале. Ознакомление с снаряжением спортивного зала и его назначением.

 

 

Изучение правил игры

1

 

 

Площадка для игры, функции полевого игрока, вратаря и судьи, основные правила и нарушения в игре.

Организация игры в мини-футбол с соблюдением правил.

 

 

Физическая подготовка (18 ч)

 

Общая физическая подготовка

10

 

 

Быстрота, сила, гибкость, выносливость.

Повышение уровня физической подготовки.

 

 

Специальная физическая подготовка

8

 

 

Скоростно-силовые способности, координация движений рук, ног, туловища.

Развитие специальных групп мышц, повышение уровня пространственной ориентации.

 

 

Техническая подготовка (8 ч)

 

Обучение технике передвижения футболиста

2

 

 

Стойка игрока, ходьба, бег, прыжки, остановки.

Освоение видов передвижения футболиста.

 

 

Обучение технике остановки мяча.

1

 

 

Остановка мяча стопой, бедром, туловищем, головой.

Развитие умения останавливать движущийся мяч различными частями тела.

 

 

Обучение технике передач мяча на месте.

1

 

 

Передача мяча внутренней стороной стопы.

Развитие умения выполнить точную передачу напарнику.

 

 

Обучение технике удара по мячу на месте.

1

 

 

Удар подъемом стопы. Удар с двух – трех шагов. Удар с разбега.

Выполнять точный удар по различным секторам ворот.

 

 

Обучение технике ведения мяча.

1

 

 

Ведение различными частями стопы, ведение по прямой и с изменением направления.

Выполнять ведение мяча с различной скоростью и направлением движения.

 

 

Обучение технике ведения мяча ведущей и неведущей ногой.

2

 

 

Понятие «неудобной ноги».

Выполнять остановки, ведение, передачи и удары неудобной ногой.

 

 

Тактическая подготовка (5 ч)

 

Обучение технике отбора мяча.

1

 

 

Перехват передачи, остановка удара, «прессинг» соперника.

Выполнять технические действия для отбора мяча с соблюдением правил игры.

 

 

Обучение технике игры вратаря

1

 

 

Броски мяча, отбивание и ловля «разновысоких» мячей, падения после шага.

Умение выполнять ловлю и броски мяча, защищать ворота от ударов по воротам руками и ногами.

 

 

Обучение технике взаимодействий вратаря с полевыми игроками.

1

 

 

Ввод мяча в игру, передачи, выбивания и навесы в игре.

Уметь взаимодействовать с полевыми игроками.

 

 

Обучение технике выполнения стандартных положе­ний.

1

 

 

Правила и особенности выполнения штрафных, угловых, спорных и свободных ударов.

Уметь выполнять стандартные положения.

 

 

Построение комбинаций из изученных элементов.

1

 

 

Взаимодействие в двойках.

Уметь организовать атаку на ворота соперника.

 

 

Соревнования (2 ч. 2 раза в год)

 

Участие в первенстве начальной школы.

1

 

 

Понятие «спортивная этика», правила поведения в условиях соревнований.

Уметь соблюдать правила и регламент соревнований.

 

 

Участие в первенстве начальной школы.

1

 

 

Понятия «воля к победе», «взаимоуважение».

Умение применять навыки игры в командном взаимодействии.

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета

 

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса должны:

иметь представление:

- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением и повышением физической подготовленности;

- о способах изменения направления и скорости движения;

- о технике безопасности и гигиенических требованиях на занятиях;

- о элементарных правилах игры в футбол;

- о элементах тактических взаимодействий.

 

уметь:

- выполнять комплексы упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата;

- выполнять различные виды ходьбы, бега, прыжков;

- выполнять простые технические элементы игры в футбол.

 

 

 

Уровень физической подготовленности

 

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

11 - 12

9 - 10

7 - 8

Прыжок в длину с места, см

118 - 120

115 - 117

105 - 114

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснутся лбом колен

Коснутся ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта, с

6,2 – 6,0

6,7 – 6,3

7,2 – 7,0

Бег 1000 м

Без учета времени

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс

 

Инвентарь для спортивных игр:

- мячи футбольные;

- волейбольные;

- баскетбольные;

- футбольное, баскетбольное, волейбольное поля.

Снаряды:

- гимнастические стенки;

- турники навесные;

- перекладина;

- гимнастические скамейки.

Прочее оборудование – конусы, измерительная лента, тренажеры, секундомер

Список литературы

 

  1. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы., В.И. Лях, А.А. Зданевич, «Просвещение», М., 2008 г.;
  2. Футбол. Настольная книга детского тренера. 1 этап (8 – 10 лет)., А. Кузнецов, «Олимпия. Человек», М., 2007 г.

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Школа - детский сад с. Катравож

 

 

Согласовано

Зам.директора по ВР

С.Н. Зимонина

 «___»____________2014 г.

 

Утверждаю

Директор МОУ Школа с .Катравож

И.А. Колистратова

«___»____________2014 г.


Рабочая программа

дополнительного образования

По: «Мини-футбол»

Учитель: Кельчин Александр Александрович

Год  составления: 2014-2015 учебный год

Класс: 2

Общее количество часов по плану: 35

Рабочая программа составлена на основании комплексной программы физического воспитания 1 – 11 классы., авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2008 г.

 

     

«___»____________________2014 г.

_________________

 

(подпись учитель)

Рассмотрено на заседании ШМО учителей физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ

 

«___»____________________2014 г.                                                         Протокол №_________________

 

 Руководитель ШМО_______________________________                                            

_________________

                                        (фамилия, имя, отчество)

(подпись)

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа составлена на основании примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и комплексной программы по физическому воспитанию, адаптирована для занятий в общеобразовательной школе.

Программа служит основным документом для построения многолетней подготовки фут­болистов и содействия успешному решению задач физического воспитания школьного возраста. В данной программе представлено содержание работы на этапе начальной подготовки.

Футбол - одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр. Футбо­лом в России занимается большое количество взрослых, юношей и детей.

Футбол - подлинно атлетическая игра. Она способствует развитию быстроты, выносли­вости, силы и прыгучести, а также ловкости.

В игре футболист выполняет чрезвычайно высокую по нагрузке работу, что способствует повышению уровня функциональных возможностей человека, воспитывает морально-волевые качества. Разнообразная и большая по объему двигательная деятельность, осуществляемая в ве­роятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, бы­строты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения и их биохимической рациональности. Двигатель­ная координация является фундаментом успеха в различных видах спорта, особенно в тех, в ко­торых окончательный результат обуславливается высоким уровнем технической подготовлен­ности.

«На всем пути, от новичка до рекордсмена мира, ученик должен увеличивать и умножать двигательный опыт, свой арсенал навыков». (Н.Г. Озолин, 2003 г.)

Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. По-настоящему ловкий игрок может выполнить целый каскад финтов или какой-то отдельный трюк, забить гол из труднейшей ситуации.

Ловкость футболиста проявляется, прежде всего, в действиях с мячом и без мяча, в посто­янно меняющихся ситуациях на футбольном поле. Передвижения, связанные с ведением, обвод­кой, отбором и ударами по мячу, требуют от игрока самого широкого проявления координаци­онных возможностей. Если к этому добавить, что двигательная и техническая деятельность футболиста протекает в условиях единоборства и различных исходных позах (удары через себя, в подкате, удары головой в прыжке), в постоянно меняющихся условиях игры (дождь, жара, травяное, гаревое, земляное поле, естественное и искусственное освещение и прочее), то станет понятным насколько важен для эффективной игровой деятельности футболистов высокий уро­вень развития качества ловкости. От того, насколько хорошо игрок владеет собственным двига­тельным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности, зависит быстрота, точность и своевременность выполнения приемов.

Естественно, что широкие координационные возможности должны быть заложены еще в детском и юношеском возрасте.

Мини-футбол является средством активного отдыха для всех категорий населения. Уси­ление внимания к развитию футбола совпадает с необходимостью решения такой актуальной задачи, как совершенствование всех составных звеньев системы подготовки резервов по футбо­лу в Российской Федерации в целях дальнейшего повышения мастерства отечественных футбо­листов.

Цель программы: создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий, при­витию занимающимся любви к избранному виду спорта, интереса к регулярным занятиям и рос­ту их спортивного мастерства;

  1. обеспечение всесторонней физической подготовки членов секции;
  2. максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимо­связи и единстве;
  3. на основе высокой общей и целенаправленной специальной физической подготовки за­нимающихся постоянно совершенствовать их техническую подготовку и уровень трени­рованности;
  4. организация систематической воспитательной работы; профилактика асоциального поведения;
  5. развитие личности ребенка;
  6. привитие спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, преданно­сти своему коллективу;
  7. укрепление здоровья занимающихся, соблюдение ими требований личной и обществен­ной гигиены;
  8. систематическое проведение спортивных соревнований и активное участие в них членов секций.

В соответствии с целями формируются задачи предмета:

  • овладеть техническими приемами игры, повышение тактического мастерства занимающихся;
  • уметь применять на практике тактические и технические приемы; обеспечить полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность футболистов.
  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избран­ного вида спорта и использования их в качестве средств укрепления здоровья и форми­рования основ индивидуального образа жизни;
  • совершенствование функциональных возможностей организма посредством направлен­ной спортивно - рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
  • воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллектив­ном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности.

Преимущество данной программы заключается в том, что она может применяться для подготов­ки футболистов в общеобразовательных школах и системе дополнительного образования. Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 35 учебно-тренировочных занятия.

В процессе обучения используются следующие методы: общепедагогические (словесные и на­глядные), специфические (методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревно­вательный).

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой, круго­вой и поточной форм учебной работы занимающихся.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  • Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
  • Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Разделы подготовки

Количество часов

1

Теоретическая подготовка

2

2

Общая физическая подготовка

10

3

Специальная физическая подготовка

8

4

Техническая подготовка

8

5

Тактическая подготовка

5

6

Соревнования

2

7

Общее количество часов

35

 

Содержание учебного материала

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

кол-во часов

дата

Основные вопросы, понятия

Планируемые результаты

Примечание

план

факт

 

 

 

 

Теоретическая подготовка (2 ч)

 

Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.

1

 

 

Спортивная форма, режим занятий, нагрузка и отдых на занятии.

Ознакомление с правилами безопасного поведения в спортивном зале. Ознакомление с снаряжением спортивного зала и его назначением.

 

 

Изучение правил игры

1

 

 

Площадка для игры, функции полевого игрока, вратаря и судьи, основные правила и нарушения в игре.

Организация игры в мини-футбол с соблюдением правил.

 

 

Физическая подготовка (18 ч)

 

Общая физическая подготовка

10

 

 

Быстрота, сила, гибкость, выносливость.

Повышение уровня физической подготовки.

 

 

Специальная физическая подготовка

8

 

 

Скоростно-силовые способности, координация движений рук, ног, туловища.

Развитие специальных групп мышц, повышение уровня пространственной ориентации.

 

 

Техническая подготовка (8 ч)

 

Обучение технике передвижения футболиста

2

 

 

Стойка игрока, ходьба, бег, прыжки, остановки.

Освоение видов передвижения футболиста.

 

 

Обучение технике остановки мяча.

1

 

 

Остановка мяча стопой, бедром, туловищем, головой.

Развитие умения останавливать движущийся мяч различными частями тела.

 

 

Обучение технике передач мяча на месте.

1

 

 

Передача мяча внутренней стороной стопы.

Развитие умения выполнить точную передачу напарнику.

 

 

Обучение технике удара по мячу на месте.

1

 

 

Удар подъемом стопы. Удар с двух – трех шагов. Удар с разбега.

Выполнять точный удар по различным секторам ворот.

 

 

Обучение технике ведения мяча.

1

 

 

Ведение различными частями стопы, ведение по прямой и с изменением направления.

Выполнять ведение мяча с различной скоростью и направлением движения.

 

 

Обучение технике ведения мяча ведущей и неведущей ногой.

2

 

 

Понятие «неудобной ноги».

Выполнять остановки, ведение, передачи и удары неудобной ногой.

 

 

Тактическая подготовка (5 ч)

 

Обучение технике отбора мяча.

1

 

 

Перехват передачи, остановка удара, «прессинг» соперника.

Выполнять технические действия для отбора мяча с соблюдением правил игры.

 

 

Обучение технике игры вратаря

1

 

 

Броски мяча, отбивание и ловля «разновысоких» мячей, падения после шага.

Умение выполнять ловлю и броски мяча, защищать ворота от ударов по воротам руками и ногами.

 

 

Обучение технике взаимодействий вратаря с полевыми игроками.

1

 

 

Ввод мяча в игру, передачи, выбивания и навесы в игре.

Уметь взаимодействовать с полевыми игроками.

 

 

Обучение технике выполнения стандартных положе­ний.

1

 

 

Правила и особенности выполнения штрафных, угловых, спорных и свободных ударов.

Уметь выполнять стандартные положения.

 

 

Построение комбинаций из изученных элементов.

1

 

 

Взаимодействие в двойках.

Уметь организовать атаку на ворота соперника.

 

 

Соревнования (2 ч. 2 раза в год)

 

Участие в первенстве начальной школы.

1

 

 

Понятие «спортивная этика», правила поведения в условиях соревнований.

Уметь соблюдать правила и регламент соревнований.

 

 

Участие в первенстве начальной школы.

1

 

 

Понятия «воля к победе», «взаимоуважение».

Умение применять навыки игры в командном взаимодействии.

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета

 

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 2 класса должны:

иметь представление:

- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением и повышением физической подготовленности;

- о способах изменения направления и скорости движения;

- о технике безопасности и гигиенических требованиях на занятиях;

- о элементарных правилах игры в футбол;

- о элементах тактических взаимодействий.

 

уметь:

- выполнять комплексы упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата;

- выполнять различные виды ходьбы, бега, прыжков;

- выполнять простые технические элементы игры в футбол.

 

 

 

Уровень физической подготовленности

 

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

13 - 14

11 - 12

9 - 10

Прыжок в длину с места, см

121-123

118 - 120

115 - 117

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснутся лбом колен

Коснутся ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта, с

6,2 – 6,0

6,7 – 6,3

7,2 – 7,0

Бег 1000 м

Без учета времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс

 

Инвентарь для спортивных игр:

- мячи футбольные;

- волейбольные;

- баскетбольные;

- футбольное, баскетбольное, волейбольное поля.

Снаряды:

- гимнастические стенки;

- турники навесные;

- перекладина;

- гимнастические скамейки.

Прочее оборудование – конусы, измерительная лента, тренажеры, секундомер.

Список литературы

 

  1. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы., В.И. Лях, А.А. Зданевич, «Просвещение», М., 2008 г.;
  2. Футбол. Настольная книга детского тренера. 1 этап (8 – 10 лет)., А. Кузнецов, «Олимпия. Человек», М., 2007 г.

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Школа - детский сад с. Катравож

 

 

Согласовано

Зам.директора по ВР

С.Н. Зимонина

 «___»____________2014 г.

 

Утверждаю

Директор МОУ Школа с .Катравож

И.А. Колистратова

«___»____________2014 г.


Рабочая программа

дополнительного образования

По: «Мини-футбол»

Учитель: Кельчин Александр Александрович

Год  составления: 2014-2015 учебный год

Класс: 3

Общее количество часов по плану: 35

Рабочая программа составлена на основании комплексной программы физического воспитания 1 – 11 классы., авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2008 г.

 

     

«___»____________________2014 г.

_________________

 

(подпись учитель)

Рассмотрено на заседании ШМО учителей физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ

 

«___»____________________2014 г.                                                         Протокол №_________________

 

 Руководитель ШМО_______________________________                                            

_________________

                                        (фамилия, имя, отчество)

(подпись)

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа составлена на основании примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и комплексной программы по физическому воспитанию, адаптирована для занятий в общеобразовательной школе.

Программа служит основным документом для построения многолетней подготовки фут­болистов и содействия успешному решению задач физического воспитания школьного возраста. В данной программе представлено содержание работы на этапе начальной подготовки.

Футбол - одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр. Футбо­лом в России занимается большое количество взрослых, юношей и детей.

Футбол - подлинно атлетическая игра. Она способствует развитию быстроты, выносли­вости, силы и прыгучести, а также ловкости.

В игре футболист выполняет чрезвычайно высокую по нагрузке работу, что способствует повышению уровня функциональных возможностей человека, воспитывает морально-волевые качества. Разнообразная и большая по объему двигательная деятельность, осуществляемая в ве­роятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, бы­строты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения и их биохимической рациональности. Двигатель­ная координация является фундаментом успеха в различных видах спорта, особенно в тех, в ко­торых окончательный результат обуславливается высоким уровнем технической подготовлен­ности.

«На всем пути, от новичка до рекордсмена мира, ученик должен увеличивать и умножать двигательный опыт, свой арсенал навыков». (Н.Г. Озолин, 2003 г.)

Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. По-настоящему ловкий игрок может выполнить целый каскад финтов или какой-то отдельный трюк, забить гол из труднейшей ситуации.

Ловкость футболиста проявляется, прежде всего, в действиях с мячом и без мяча, в посто­янно меняющихся ситуациях на футбольном поле. Передвижения, связанные с ведением, обвод­кой, отбором и ударами по мячу, требуют от игрока самого широкого проявления координаци­онных возможностей. Если к этому добавить, что двигательная и техническая деятельность футболиста протекает в условиях единоборства и различных исходных позах (удары через себя, в подкате, удары головой в прыжке), в постоянно меняющихся условиях игры (дождь, жара, травяное, гаревое, земляное поле, естественное и искусственное освещение и прочее), то станет понятным насколько важен для эффективной игровой деятельности футболистов высокий уро­вень развития качества ловкости. От того, насколько хорошо игрок владеет собственным двига­тельным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности, зависит быстрота, точность и своевременность выполнения приемов.

Естественно, что широкие координационные возможности должны быть заложены еще в детском и юношеском возрасте.

Мини-футбол является средством активного отдыха для всех категорий населения. Уси­ление внимания к развитию футбола совпадает с необходимостью решения такой актуальной задачи, как совершенствование всех составных звеньев системы подготовки резервов по футбо­лу в Российской Федерации в целях дальнейшего повышения мастерства отечественных футбо­листов.

Цель программы: создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий, при­витию занимающимся любви к избранному виду спорта, интереса к регулярным занятиям и рос­ту их спортивного мастерства;

  1. обеспечение всесторонней физической подготовки членов секции;
  2. максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимо­связи и единстве;
  3. на основе высокой общей и целенаправленной специальной физической подготовки за­нимающихся постоянно совершенствовать их техническую подготовку и уровень трени­рованности;
  4. организация систематической воспитательной работы; профилактика асоциального поведения;
  5. развитие личности ребенка;
  6. привитие спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, преданно­сти своему коллективу;
  7. укрепление здоровья занимающихся, соблюдение ими требований личной и обществен­ной гигиены;
  8. систематическое проведение спортивных соревнований и активное участие в них членов секций.

В соответствии с целями формируются задачи предмета:

  • овладеть техническими приемами игры, повышение тактического мастерства занимающихся;
  • уметь применять на практике тактические и технические приемы; обеспечить полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность футболистов.
  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избран­ного вида спорта и использования их в качестве средств укрепления здоровья и форми­рования основ индивидуального образа жизни;
  • совершенствование функциональных возможностей организма посредством направлен­ной спортивно - рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
  • воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллектив­ном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности.

Преимущество данной программы заключается в том, что она может применяться для подготов­ки футболистов в общеобразовательных школах и системе дополнительного образования. Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 35 учебно-тренировочных занятия.

В процессе обучения используются следующие методы: общепедагогические (словесные и на­глядные), специфические (методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревно­вательный).

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой, круго­вой и поточной форм учебной работы занимающихся.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  • Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
  • Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Разделы подготовки

Количество часов

1

Теоретическая подготовка

2

2

Общая физическая подготовка

10

3

Специальная физическая подготовка

8

4

Техническая подготовка

8

5

Тактическая подготовка

5

6

Соревнования

2

7

Общее количество часов

35

 

Содержание учебного материала

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

кол-во часов

дата

Основные вопросы, понятия

Планируемые результаты

Примечание

план

факт

 

 

 

 

Теоретическая подготовка (2 ч)

 

Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.

1

 

 

Спортивная форма, режим занятий, нагрузка и отдых на занятии.

Ознакомление с правилами безопасного поведения в спортивном зале. Ознакомление с снаряжением спортивного зала и его назначением.

 

 

Изучение правил игры

1

 

 

Площадка для игры, функции полевого игрока, вратаря и судьи, основные правила и нарушения в игре.

Организация игры в мини-футбол с соблюдением правил.

 

 

Физическая подготовка (18 ч)

 

Общая физическая подготовка

10

 

 

Быстрота, сила, гибкость, выносливость.

Повышение уровня физической подготовки.

 

 

Специальная физическая подготовка

8

 

 

Скоростно-силовые способности, координация движений рук, ног, туловища.

Развитие специальных групп мышц, повышение уровня пространственной ориентации.

 

 

Техническая подготовка (8 ч)

 

Обучение технике передвижения футболиста

2

 

 

Стойка игрока, ходьба, бег, прыжки, остановки.

Освоение видов передвижения футболиста.

 

 

Обучение технике остановки мяча.

1

 

 

Остановка мяча стопой, бедром, туловищем, головой.

Развитие умения останавливать движущийся мяч различными частями тела.

 

 

Обучение технике передач мяча на месте.

1

 

 

Передача мяча внутренней стороной стопы.

Развитие умения выполнить точную передачу напарнику.

 

 

Обучение технике удара по мячу на месте.

1

 

 

Удар подъемом стопы. Удар с двух – трех шагов. Удар с разбега.

Выполнять точный удар по различным секторам ворот.

 

 

Обучение технике ведения мяча.

1

 

 

Ведение различными частями стопы, ведение по прямой и с изменением направления.

Выполнять ведение мяча с различной скоростью и направлением движения.

 

 

Обучение технике ведения мяча ведущей и неведущей ногой.

2

 

 

Понятие «неудобной ноги».

Выполнять остановки, ведение, передачи и удары неудобной ногой.

 

 

Тактическая подготовка (5 ч)

 

Обучение технике отбора мяча.

1

 

 

Перехват передачи, остановка удара, «прессинг» соперника.

Выполнять технические действия для отбора мяча с соблюдением правил игры.

 

 

Обучение технике игры вратаря

1

 

 

Броски мяча, отбивание и ловля «разновысоких» мячей, падения после шага.

Умение выполнять ловлю и броски мяча, защищать ворота от ударов по воротам руками и ногами.

 

 

Обучение технике взаимодействий вратаря с полевыми игроками.

1

 

 

Ввод мяча в игру, передачи, выбивания и навесы в игре.

Уметь взаимодействовать с полевыми игроками.

 

 

Обучение технике выполнения стандартных положе­ний.

1

 

 

Правила и особенности выполнения штрафных, угловых, спорных и свободных ударов.

Уметь выполнять стандартные положения.

 

 

Построение комбинаций из изученных элементов.

1

 

 

Взаимодействие в двойках.

Уметь организовать атаку на ворота соперника.

 

 

Соревнования (2 ч. 2 раза в год)

 

Участие в первенстве начальной школы.

1

 

 

Понятие «спортивная этика», правила поведения в условиях соревнований.

Уметь соблюдать правила и регламент соревнований.

 

 

Участие в первенстве начальной школы.

1

 

 

Понятия «воля к победе», «взаимоуважение».

Умение применять навыки игры в командном взаимодействии.

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета

 

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 3 класса должны:

иметь представление:

- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением и повышением физической подготовленности;

- о способах изменения направления и скорости движения;

- о физических качествах и способах их тестирования;

- о правилах игры в футбол;

- о элементах тактических взаимодействий.

 

уметь:

- выполнять комплексы упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата;

- выполнять различные виды ходьбы, бега, прыжков;

- выполнять простые технические элементы игры в футбол;

- организовать двустороннюю игру в мини-футбол по упрощенным правилам.

 

 

 

 

Уровень физической подготовленности

 

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

15 - 16

13 - 14

11 - 12

Прыжок в длину с места, см

124-126

121-123

118 - 120

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснутся лбом колен

Коснутся ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта, с

5,7 – 5,9

6,2 – 6,0

6,7 – 6,3

Бег 1000 м

Без учета времени

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс

 

Инвентарь для спортивных игр:

- мячи футбольные;

- волейбольные;

- баскетбольные;

- футбольное, баскетбольное, волейбольное поля.

Снаряды:

- гимнастические стенки;

- турники навесные;

- перекладина;

- гимнастические скамейки.

Прочее оборудование – конусы, измерительная лента, тренажеры, секундомер.

Список литературы

 

  1. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы., В.И. Лях, А.А. Зданевич, «Просвещение», М., 2008 г.;
  2. Футбол. Настольная книга детского тренера. 1 этап (8 – 10 лет)., А. Кузнецов, «Олимпия. Человек», М., 2007 г.

 

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Школа - детский сад с. Катравож

 

 

Согласовано

Зам.директора по ВР

С.Н. Зимонина

 «___»____________2014 г.

 

Утверждаю

Директор МОУ Школа с .Катравож

И.А. Колистратова

«___»____________2014 г.


Рабочая программа

дополнительного образования

По: «Мини-футбол»

Учитель: Кельчин Александр Александрович

Год  составления: 2014-2015 учебный год

Класс: 4

Общее количество часов по плану: 35

Рабочая программа составлена на основании комплексной программы физического воспитания 1 – 11 классы., авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2008 г.

 

     

«___»____________________2014 г.

_________________

 

(подпись учитель)

Рассмотрено на заседании ШМО учителей физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ

 

«___»____________________2014 г.                                                         Протокол №_________________

 

 Руководитель ШМО_______________________________                                            

_________________

                                        (фамилия, имя, отчество)

(подпись)

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа составлена на основании примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и комплексной программы по физическому воспитанию, адаптирована для занятий в общеобразовательной школе.

Программа служит основным документом для построения многолетней подготовки фут­болистов и содействия успешному решению задач физического воспитания школьного возраста. В данной программе представлено содержание работы на этапе начальной подготовки.

Футбол - одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр. Футбо­лом в России занимается большое количество взрослых, юношей и детей.

Футбол - подлинно атлетическая игра. Она способствует развитию быстроты, выносли­вости, силы и прыгучести, а также ловкости.

В игре футболист выполняет чрезвычайно высокую по нагрузке работу, что способствует повышению уровня функциональных возможностей человека, воспитывает морально-волевые качества. Разнообразная и большая по объему двигательная деятельность, осуществляемая в ве­роятных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, бы­строты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движения и их биохимической рациональности. Двигатель­ная координация является фундаментом успеха в различных видах спорта, особенно в тех, в ко­торых окончательный результат обуславливается высоким уровнем технической подготовлен­ности.

«На всем пути, от новичка до рекордсмена мира, ученик должен увеличивать и умножать двигательный опыт, свой арсенал навыков». (Н.Г. Озолин, 2003 г.)

Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. По-настоящему ловкий игрок может выполнить целый каскад финтов или какой-то отдельный трюк, забить гол из труднейшей ситуации.

Ловкость футболиста проявляется, прежде всего, в действиях с мячом и без мяча, в посто­янно меняющихся ситуациях на футбольном поле. Передвижения, связанные с ведением, обвод­кой, отбором и ударами по мячу, требуют от игрока самого широкого проявления координаци­онных возможностей. Если к этому добавить, что двигательная и техническая деятельность футболиста протекает в условиях единоборства и различных исходных позах (удары через себя, в подкате, удары головой в прыжке), в постоянно меняющихся условиях игры (дождь, жара, травяное, гаревое, земляное поле, естественное и искусственное освещение и прочее), то станет понятным насколько важен для эффективной игровой деятельности футболистов высокий уро­вень развития качества ловкости. От того, насколько хорошо игрок владеет собственным двига­тельным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности, зависит быстрота, точность и своевременность выполнения приемов.

Естественно, что широкие координационные возможности должны быть заложены еще в детском и юношеском возрасте.

Мини-футбол является средством активного отдыха для всех категорий населения. Уси­ление внимания к развитию футбола совпадает с необходимостью решения такой актуальной задачи, как совершенствование всех составных звеньев системы подготовки резервов по футбо­лу в Российской Федерации в целях дальнейшего повышения мастерства отечественных футбо­листов.

Цель программы: создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий, при­витию занимающимся любви к избранному виду спорта, интереса к регулярным занятиям и рос­ту их спортивного мастерства;

  1. обеспечение всесторонней физической подготовки членов секции;
  2. максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимо­связи и единстве;
  3. на основе высокой общей и целенаправленной специальной физической подготовки за­нимающихся постоянно совершенствовать их техническую подготовку и уровень трени­рованности;
  4. организация систематической воспитательной работы; профилактика асоциального поведения;
  5. развитие личности ребенка;
  6. привитие спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, преданно­сти своему коллективу;
  7. укрепление здоровья занимающихся, соблюдение ими требований личной и обществен­ной гигиены;
  8. систематическое проведение спортивных соревнований и активное участие в них членов секций.

В соответствии с целями формируются задачи предмета:

  • овладеть техническими приемами игры, повышение тактического мастерства занимающихся;
  • уметь применять на практике тактические и технические приемы; обеспечить полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность футболистов.
  • расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избран­ного вида спорта и использования их в качестве средств укрепления здоровья и форми­рования основ индивидуального образа жизни;
  • совершенствование функциональных возможностей организма посредством направлен­ной спортивно - рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
  • воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллектив­ном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности.

Преимущество данной программы заключается в том, что она может применяться для подготов­ки футболистов в общеобразовательных школах и системе дополнительного образования. Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 35 учебно-тренировочных занятия.

В процессе обучения используются следующие методы: общепедагогические (словесные и на­глядные), специфические (методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревно­вательный).

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой, круго­вой и поточной форм учебной работы занимающихся.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  • Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
  • Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Разделы подготовки

Количество часов

1

Теоретическая подготовка

2

2

Общая физическая подготовка

10

3

Специальная физическая подготовка

8

4

Техническая подготовка

8

5

Тактическая подготовка

5

6

Соревнования

2

7

Общее количество часов

35

 

Содержание учебного материала

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

кол-во часов

дата

Основные вопросы, понятия

Планируемые результаты

Примечание

план

факт

 

 

 

 

Теоретическая подготовка (2 ч)

 

Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.

1

 

 

Спортивная форма, режим занятий, нагрузка и отдых на занятии.

Ознакомление с правилами безопасного поведения в спортивном зале. Ознакомление с снаряжением спортивного зала и его назначением.

 

 

Изучение правил игры

1

 

 

Площадка для игры, функции полевого игрока, вратаря и судьи, основные правила и нарушения в игре.

Организация игры в мини-футбол с соблюдением правил.

 

 

Физическая подготовка (18 ч)

 

Общая физическая подготовка

10

 

 

Быстрота, сила, гибкость, выносливость.

Повышение уровня физической подготовки.

 

 

Специальная физическая подготовка

8

 

 

Скоростно-силовые способности, координация движений рук, ног, туловища.

Развитие специальных групп мышц, повышение уровня пространственной ориентации.

 

 

Техническая подготовка (8 ч)

 

Обучение технике передвижения футболиста

2

 

 

Стойка игрока, ходьба, бег, прыжки, остановки.

Освоение видов передвижения футболиста.

 

 

Обучение технике остановки мяча.

1

 

 

Остановка мяча стопой, бедром, туловищем, головой.

Развитие умения останавливать движущийся мяч различными частями тела.

 

 

Обучение технике передач мяча на месте.

1

 

 

Передача мяча внутренней стороной стопы.

Развитие умения выполнить точную передачу напарнику.

 

 

Обучение технике удара по мячу на месте.

1

 

 

Удар подъемом стопы. Удар с двух – трех шагов. Удар с разбега.

Выполнять точный удар по различным секторам ворот.

 

 

Обучение технике ведения мяча.

1

 

 

Ведение различными частями стопы, ведение по прямой и с изменением направления.

Выполнять ведение мяча с различной скоростью и направлением движения.

 

 

Обучение технике ведения мяча ведущей и неведущей ногой.

2

 

 

Понятие «неудобной ноги».

Выполнять остановки, ведение, передачи и удары неудобной ногой.

 

 

Тактическая подготовка (5 ч)

 

Обучение технике отбора мяча.

1

 

 

Перехват передачи, остановка удара, «прессинг» соперника.

Выполнять технические действия для отбора мяча с соблюдением правил игры.

 

 

Обучение технике игры вратаря

1

 

 

Броски мяча, отбивание и ловля «разновысоких» мячей, падения после шага.

Умение выполнять ловлю и броски мяча, защищать ворота от ударов по воротам руками и ногами.

 

 

Обучение технике взаимодействий вратаря с полевыми игроками.

1

 

 

Ввод мяча в игру, передачи, выбивания и навесы в игре.

Уметь взаимодействовать с полевыми игроками.

 

 

Обучение технике выполнения стандартных положе­ний.

1

 

 

Правила и особенности выполнения штрафных, угловых, спорных и свободных ударов.

Уметь выполнять стандартные положения.

 

 

Построение комбинаций из изученных элементов.

1

 

 

Взаимодействие в двойках.

Уметь организовать атаку на ворота соперника.

 

 

Соревнования (2 ч)

 

Участие в первенстве начальной школы.

1

 

 

Понятие «спортивная этика», правила поведения в условиях соревнований.

Уметь соблюдать правила и регламент соревнований.

 

 

Участие в первенстве начальной школы.

1

 

 

Понятия «воля к победе», «взаимоуважение».

Умение применять навыки игры в командном взаимодействии.

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета

 

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 3 класса должны:

иметь представление:

- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением и повышением физической подготовленности;

- о способах изменения направления и скорости движения;

- о физических качествах и способах их тестирования;

- о правилах игры в футбол;

- о элементах тактических взаимодействий.

 

уметь:

- выполнять комплексы упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата;

- выполнять различные виды ходьбы, бега, прыжков;

- выполнять простые технические элементы игры в футбол;

- организовать двустороннюю игру в мини-футбол по упрощенным правилам.

 

 

 

 

Уровень физической подготовленности

 

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз

3

2

1

Прыжок в длину с места, см

127-130

124-126

121-123

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснутся лбом колен

Коснутся ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта, с

5,5 – 5,6

5,7 – 5,9

6,2 – 6,0

Бег 1000 м

Без учета времени

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс

 

Инвентарь для спортивных игр:

- мячи футбольные;

- волейбольные;

- баскетбольные;

- футбольное, баскетбольное, волейбольное поля.

Снаряды:

- гимнастические стенки;

- турники навесные;

- перекладина;

- гимнастические скамейки.

Прочее оборудование – конусы, измерительная лента, тренажеры, секундомер.

 

Список литературы

 

  1. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы., В.И. Лях, А.А. Зданевич, «Просвещение», М., 2008 г.;
  2. Футбол. Настольная книга детского тренера. 1 этап (8 – 10 лет)., А. Кузнецов, «Олимпия. Человек», М., 2007 г.