Муниципальное общеобразовательное учреждение

Школа - детский сад с. Катравож

 

 

Согласовано

Зам.директора по ВР

С.Н. Зимонина

 «___»____________2014 г.

 

Утверждаю

Директор МОУ Школа с .Катравож

И.А. Колистратова

«___»____________2014 г.


Рабочая программа

дополнительного образования

«Волейбол»

 

Тренер-преподаватель:  Кельчин Александр Александрович

Год  составления: 2014-2015 учебный год

Класс: 7-11

Общее количество часов по плану: 70

Рабочая программа составлена на основании комплексной программы физического воспитания 1 – 11 классы., авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2008 г.

 

     

«___»____________________2014 г.

_________________

 

(подпись учитель)

Рассмотрено на заседании ШМО учителей физической культуры, технологии, ИЗО и ОБЖ

 

«___»____________________2014 г.                                                         Протокол №_________________

 

 Руководитель ШМО_______________________________                                            

_________________

                                        (фамилия, имя, отчество)

(подпись)

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 7 - 11 классах.

Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.

В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол, развитию физических способностей.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Программа внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта.

Цель конкретизирована следующими задачами:

  • пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию занимающихся;
  • популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;
  • формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;
  • обучение технике и тактике игры в волейбол;
  • развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;
  • воспитание моральных и волевых качеств.

 

Формы проведения занятия и виды деятельности

 

Однонаправленные занятия

Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической.

Комбинированные занятия

Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.

Целостно-игровые занятия

Построены на учебной двухсторонней игре в волейбол по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.

Контрольные занятия

Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.

 

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

 

Тематический план по хоккею с шайбой

 

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Теоретическая подготовка.

2

2

Общая физическая подготовка.

8

3

Специальная физическая подготовка

6

4

Техника игры

20

5

Тактика игры и игровая подготовка

26

6

Инструкторская и судейская практика

4

7

Контрольные испытания

4

8

Общее количество часов

70

Содержание учебного материала

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

кол-во часов

дата

Основные вопросы, понятия

Планируемые результаты

Примечание

план

факт

1

Контрольные испытания (2 ч)

2

Выполнение и сдача контрольных упражнений

2

 

 

Формирование списка занимающихся, определение функционального состояния организма.

Прием учащихся и отбор в спортивно-оздоровительную группу.

 

3

Теоретическая подготовка (2 ч)

4

Основы игры в волейбол.

2

 

 

Правила игры, место занятий, оборудование, инвентарь. Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм.

Организация игры по упрощенным и полным правилам, с соблюдением техники безопасности.

 

5

Общая физическая подготовка (8 ч)

6

Бег на средние и длинные дистанции

2

 

 

Техника кроссового бега. ЧСС. Влияние бега на общую выносливость.

Повышение уровня общей выносливости.

 

7

Бег на короткие дистанции

2

 

 

Роль скорости перемещения в волейболе. Техника бега на 30, 60, 100 м. Челночный бег. Старт из различных положений.

Повышений скоростно-силовых способностей.

 

8

Развитие силы и гибкости

2

 

 

Роль силы и гибкости в волейболе.

Развитие мышц рук, ног и туловища. Развитие гибкости и подвижности суставов.

 

9

Координация и точность движений

2

 

 

Роль координационных способностей в волейболе. Реакция на звуковые и визуальные сигналы. Глазомер и точность метаний.

Повышение уровня координационных способностей.

 

10

Специальная физическая подготовка (6 ч)

11

Комплекс 1.

2

 

 

Подводящие упражнения, способствующие развитию координации и мышц участвующих в приеме и передаче мяча.

Подготовка к изучению техники игры.

 

12

Комплекс 2.

2

 

 

Подводящие упражнения, способствующие развитию координации и мышц участвующих подаче и нападающем ударе по мячу.

Подготовка к изучению техники игры.

 

13

Комплекс 3.

2

 

 

Подводящие упражнения, способствующие развитию координации и гибкости для овладением техники приема мяча в падении и блокирования атаки.

Подготовка к изучению техники игры.

 

14

Техника игры (20 ч)

15

Техника приема мяча снизу.

4

 

 

Стойка волейболиста. Назначение технического приема. Работа рук и ног на приеме. Перемещения на прием мяча. Прием в падении.

Овладение техникой приема мяча.

 

16

Техника подачи мяча.

4

 

 

Назначение технического приема. Техника выполнения подачи с места и с разбега. Работа рук и ног при выполнении подачи. Силовая подача.

Овладение техникой выполнения подачи избранным способом.

 

17

Техника передачи мяча.

4

 

 

Стойка. Назначение технического приема. Работа рук и ног при передаче мяча. Первая и вторая передача. Техника игры связующего игрока.

Овладение техникой выполнения первой и второй передачи.

 

18

Техника нападающего удара.

4

 

 

Назначение технического приема. Техника выполнения удара с места и с разбега. Фазы выполнения удара после разбега.

Овладение техникой нападающего удара.

 

19

Техника блокирования нападающего удара и скидки мяча.

4

 

 

Назначение технического приема. Техника работы рук и ног. Одиночное и групповое блокирование. Скидка мяча.

Овладение блокированием и скидкой мяча к сопернику.

 

20

Тактика игры и игровая подготовка (26 ч)

21

Зональное деление площадки и функции игроков.

3

 

 

Амплуа и деление функции по зонам площадки. Правила расстановки.

 

 

22

Организация атаки.

6

 

 

Функции игроков 1, 6 и 5 зон. Функция связующего и доигровщика игрока. Атака с 2 и 4 зон. Атака «углом вперед

 

 

23

Организация защиты и атаки вторым темпом.

6

 

 

Функции либеро и диагонального игрока. Атака вторым темпом. Центральный игрок и атака первым темпом. Блокирование и страховка блока.

 

 

24

Комбинации защиты и атаки.

6

 

 

Схемы игры с одним и двумя связующими игроками – 4-2, 6-2, 6-1.

 

 

25

Схемы атаки.

5

 

 

Схемы «волна», «эшелон», «крест».

 

 

26

Инструкторская и судейская практика (4 ч)

27

Полномочия, жесты первого, второго, линейных и секретарей.

1

 

 

Нарушения в нападении и защите. Не спортивное поведение. Штрафные санкции.

Освоение основных жестов и функций хоккейного судьи.

 

28

Правила организации товарищеских встреч.

3

 

 

Порядок официальных мероприятий. Организация судейского сопровождения матча.

Усвоение знаний и умений в организации двусторонних игр.

 

29

Контрольные испытания (2 ч)

30

Выполнение и сдача контрольных упражнений

1

 

 

Тестирование физических качеств. Тестирование технической подготовки.

Выявление динамики и подведение итогов курса обучения.

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших курс подготовки.

 

В результате освоения программного материала должны:

иметь представление:                                            

- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением и повышением физической подготовленности;

- о физических качествах и способах их тестирования;

- о правилах игры в волейбол;

- о тактических взаимодействиях.

 

уметь:

- выполнять комплексы упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата;

- выполнять различные виды ходьбы, бега, прыжков;

- выполнять технические элементы игры в волейбол;

- организовать двустороннюю игру с судейством.

 

 

 

Учебно-методический комплекс

 

Инвентарь для спортивных игр:

- защитная амуниция;

- волейбольные мячи;

- набивные мячи;

- мячи для метания;

- мишени;

- тренажеры для имитации выполнения технических элементов игры;

- волейбольная площадка и сетка для игры.

 Снаряды:

- гимнастические стенки;

- турники навесные;

- перекладина;

- гимнастические скамейки;

- гимнастические маты.

Прочее оборудование – конусы, измерительная лента, тренажеры, секундомер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы., В.И. Лях, А.А. Зданевич, «Просвещение», - М., 2008.;
  2. Интернет ресурсы.