Муниципальное общеобразовательное учреждение

Школа-детский сад с.Катравож

 

 

 

Согласовано

 

Утверждаю

Зам. директора по ВР  

__________________

 

Директор МОУ Школа с.Катравож Колистратова И.А.

__________________

 

______________________

«______» ____________2014 г.

 

«______» ____________2014 г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

дополнительного образования

 

По   «Мир информатики» (факультатив)

Учитель     Климова Елизавета Юрьевна

Год составления 2014-2015 учебный год

Класс  6 – 9 (СКК 8 вида)

Общее количество часов по плану   70

Количество часов в неделю  2

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Информатика 2 – 11 кл. / Сост.  Ю.И. Дик, В.А. Коровин, М.: Дрофа, 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 «___ » ______________ 2014 г.  

 

 

 

 

 

 

 

________________

                                                                  подпись учителя

 

Рассмотрено на заседании ШМО  естественно-математического цикла

 

 

«____ »  ______________  2014 г.

 

Руководитель ШМО Сязи Вера Геннадьевна

Протокол №_____________________

 

________________________________

       подпись

 

 

Пояснительная записка

 

В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение нашей школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества. Факультативный курс «Мир информатики» предназначен для учащихся 6 – 9 специальных коррекционных классов 8 вида.

Цель данного курса – формирование начального навыка работы  на компьютере с текстом и графикой.

Задачи:

  1. Знакомство с возможностями компьютера.
  2. Воспитание познавательной активности, уверенности в своих возможностях, расширение представлений об окружающем мире.
  3. Коррекция познавательных процессов, тонкой моторики, ориентировки в пространстве, понимания связной речи.

            Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, 2 часа в неделю. Данный учебный курс рассчитан на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих навыков обращения с компьютером (первый год обучения), и в дальнейшем с углублением знаний, умений и навыков в практической деятельности.  

            Рабочая программа факультатива «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 5 – 9  классов Л. Л. Босовой. Изменения в программе Л.Л.Босовой связаны с особенностью контингента (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья) и с организацией занятий (факультатив проводится 2 раза в неделю, после уроков). Все изменения направлены на приобретение и автоматизацию практических навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные требования к уровню подготовки учащихся в результате изучения факультативного курса «Мир информатики»:

 

     Учащиеся должны знать:

 

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»;
  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • иметь представление о способах кодирования информации;
  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

 

     Учащиеся должны уметь:

 

  • включать и выключать компьютер ;
  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

Наименование темы

Всего часов

6 класс

1

Вводный раздел. Повторение

6

2

Информация

8

3

Стандартные программы Windows. Обработка текстовой информации

35

4

Алгоритмы и исполнители

16

5

Повторение

5

Итого

70

7 класс

1

Вводный раздел. Повторение

9

2

Стандартные программы Windows. Технология обработки текстовой информации

24

3

Технология обработки числовой информации

24

4

Компьютерные сети

5

5

Повторение

8

Итого

70

9 класс

1

Вводный раздел. Повторение

9

2

Стандартные программы Windows. Технология обработки текстовой информации

14

3

Технология обработки числовой информации

14

4

Создание презентаций в среде РowerPoint

25

5

Повторение

8

                                                       Итого:

70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса

 

6 класс

Вводный раздел. Повторение.

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Компьютер – помощник человека. Состав компьютера. Мышь и клавиатура. Операционные системы семейства Windows. Основные элементы рабочего стола. Работа с папками

 

Информация.

Что такое информация ? Виды информации.  Способы передачи и получения информации . Свойства информации. Передача информации. Хранение и обработка информации. Кодирование и декодирование информации

 

Стандартные программы Windows. Обработка текстовой информации.

Характеристики текстовых редакторов. Текстовый редактор Блокнот. Работа с программой. Строка Меню. Действия с фрагментами текста. Текстовый редактор  WordPad. Работа с программой. Изменение размера и начертание шрифта. Метод выравнивания. Панель форматирования. Нумерованные и маркированные списки. Знакомимся с текстовым процессором Microsoft Word. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы. Печать документа. Вставка в текст рисунка.

 

Алгоритмы и исполнители.

Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Разнообразие языков программирования. Их значение. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде

 

7 класс

Вводный раздел. Повторение

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Компьютер – помощник человека. Информация, свойства, виды. Кодирование и декодирование. Операционные системы семейства Windows. Основные элементы рабочего стола. Работа с папками. Понятие алгоритма. Языки программирования. Работа в алгоритмической среде.

 

Стандартные программы Windows. Технология обработки текстовой информации

Текстовые редакторы Блокнот, WordPad. Назначение и основные возможности. Редактирование и форматирование текстов в MS Word. Оформление открыток, поздравлений. Оформление визиток. Создание газетных листовок

 

Технология обработки числовой информации

Выполнение вычислений с помощью приложения Калькулятор. Электронная таблица MS Excel. Назначение и основные возможности. Создание и оформление электронных таблиц. Построение диаграмм.

   

Компьютерные сети

Телекоммуникационные системы. Поиск информации. Электронная почта

 

9 класс

Вводный раздел. Повторение

Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ. Компьютер, информация, человек. ОС Windows. Рабочий стол. Работа с папками. Языки программирования. Понятие алгоритма. Работа в алгоритмической среде. Компьютерные сети. Электронная почта.

 

Стандартные программы Windows. Технология обработки текстовой информации

Назначение и основные возможности текстового процессора MS Word. Работа в среде текстового процессора MS Word (открытки, поздравления, визитки, статьи).

 

Технология обработки числовой информации

Электронная таблица Exel. Назначение и основные возможности. Построение таблиц и диаграмм.

 

Создание презентаций в среде РowerPoint

Возможности и область использования приложения РowerPoint. Запуск и настройка приложения РowerPoint. Панель инструментов. Этапы создания презентаций. Создание  фона, текста, вставка рисунка. Создание анимации текста, рисунка, запуск и отладка презентации. Выделение объектов. Создание нескольких слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л.Босова.-3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-191 с.: ил.
  2. Босова Л.Л., Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие /Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.-3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-320 с.: ил.
  3. Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.
  4. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф., Симонова И.В., Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд.,переработанное/Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер. 2003.-160с.: ил.
  5. Макарова Н.В., Программа по информатике (системно-информационная концепция).- СПб.: Питер. 2004.-64с.: ил.
  6. Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие./Разработано: В.П. Жуланова, Е.О. Казадаева, О.Л. Колпаков, В.Н. Борздун, М.А. Анисова , О.Н. Тырина, Н.Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО.- 2003.
  7. Сидорова С.В., Информатика. 5-7 классы: материалы к урокам/авт.-сост. С.В. Сидорова.- Волгоград: Учитель, 2008.-128 с.
  8. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Общая информатика: Учебное пособие для средней школы.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,2002.-592 с.
  9. Симонович С.В., Компьютер в вашей школе.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,336с.
  10. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2007.
  11. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т. Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень.   Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория  знаний, 2007.
  12. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
  13. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,     2007. – 159 с.
  14. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007г.
  15. Паутова А. Информатика. Часть 1. Рабочая тетрадь 2 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1997г.
  16. Валединский В. Информатика. Разберёмся с компьютером. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
  17. Камбурова Л. Информатика. Часть 2. Рабочая тетрадь 3 класс. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
  18. Валединский В. Информатика. Основные понятия. Рабочая тетрадь для 5-6 классов. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.
  19. Валединский В. Информатика. Алгоритмы. Рабочая тетрадь для 5-6 классов. НПО «Школа» - издательство «Открытый мир» М. 1998г.